Продюсер и певец казахстанской эстрады Кыдырали БОЛМАНОВ планирует совершить переворот в умах атырауской ребятни.
Уже полтора года Болманов занимается производством игрушек, поющих и говорящих на казахском языке. Вместо иноземных мультяшных героев, он пытается внедрить персонажей из казахских сказок, таких как Алдар Косе, Тазша-бала, Ер-Тостик… А вместо куклы Барби – черноволосая восточная красавица по имени Каракат, образ которой срисован с его жены.
Игрушки компании «Бал-Бала» произносят реплики из народных сказок, поют нежными кукольными голосами, двигаются в казахском народном танце, катаются на скейтборде, крутят хулахупы – в общем, делают всё то, что и другие современные куклы. Главное отличие состоит только в том, что в каждой чувствуется национальный колорит.
Как выяснилось, производство игрушек для Болманова не только бизнес, но и дело чести.
– Спанч Боб, Твинкс, Том и Джерри и прочая мультяшная инобратия не учат наших детей различать вымысел и реальность, не задают нравственные нормы, не оставляют простор для фантазии. Это дешёвки, которые бегают и долбят друг друга и всё. Вот это и втолковывается ребёнку с того самого момента, как только он начинает знакомиться с миром. Это неправильно, – считает Кыдырали.
Пока детали для говорящих кукол делают в Гонконге. Но собирают и одевают их уже в Алматы, там есть специальный сборочный цех. В будущем планируется построить игрушечный завод в Астане, на что уже отпущено три гектара земли.
Как утверждает Болманов, в конструкторское бюро входят не только разработчики игрушек, но и детские психологи и дефектологи, которые тщательно продумывают каждую серию игрушек, учитывая все нюансы детской психики.
– Мы постоянно работаем с воспитателями детских садов, учителями, спрашиваем, насколько правильно мы выбираем для кукол цвета их одежды, слова, песенки, – говорит Болманов. – Но в первую очередь я смотрю на реакцию собственных детей. Если они с удовольствием играют, значит, и другим детишкам понравится.
– А как насчёт безопасности игрушек?
– Это на первом месте. Мы отказались брать запчасти для наших кукол в Китае, потому что там нет должного контроля качества материалов и шитья. У всех наших игрушек – европейский сертификат качества. В Казахстане они проверены вторично. Я же должен быть уверен в игрушках, которыми будут играть мои дети. Что касается ориентировочной цены, то она не превышает стоимость российских качественных игрушек.
Анастасия ПАСТУХОВА
Фото автора