
Политолог Газиз Абишев прокомментировал заявление министра иностранных дел России Сергея Лаврова, выразившего несогласие с позицией президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева по вопросу территориальной целостности государств.
По мнению эксперта, риторика российской стороны чревата серьезными последствиями для международного права.
В интервью российскому изданию КоммерсантЪ Сергей Лавров заявил, что "не согласен" с позицией Токаева, озвученной в июне 2022 года на Петербургском международном экономическом форуме. Тогда глава казахстанского государства подчеркнул, что Казахстан, придерживаясь Устава ООН, не признает непризнанные территории, такие как Тайвань, Косово, Южная Осетия, Абхазия, а также ЛНР и ДНР, поскольку "массовая реализация права наций на самоопределение приведёт к хаосу".
В ответ на это Лавров заявил, что территориальная целостность уважается лишь в случае, если правительство представляет весь народ, проживающий на территории. В противном случае, по его логике, допустимо говорить о праве на самоопределение.
Газиз Абишев отмечает:
"Интересно, а кто будет определять — представляет ли правительство народ? Звучит как риторический джерримандеринг. Сначала декларируется, что центр не представляет какую-то территорию, а затем — отказывается признавать территориальную целостность. После чего провозглашается 'право на самоопределение'. Это путь к хаосу, о котором и предупреждал президент Токаев."
Политолог напомнил, что Казахстан в 1990-х годах последовательно признавал территориальную целостность своих партнёров — включая Россию — несмотря на провозглашения суверенитета со стороны сепаратистских республик, в частности, Ичкерии.
"На самом деле понятно, что Лавров имеет в виду — как хотим, так и вертим. Когда риторика станет невыгодной, её интерпретацию поменяют. В будущем, возможно, нам объяснят, что РФ всегда выступала за территориальную целостность — просто 'мы неправильно поняли'."
Абишев подчёркивает, что Казахстан продолжит занимать принципиальную позицию:
территориальная целостность государств — неоспоримая норма международного права, и государства не должны подрывать границы друг друга. Мир может меняться, как это было с распадом СССР, Югославии или Судана, но признание новых границ возможно только через консенсус и ответственность международного сообщества.