Подтвержден факт наличия в Казахстане дисбаланса в действующей политической элите по региональному признаку.
Такие результаты дало исследование ОФ "ИА "Рейтинг.kz" в рамках проекта по выявлению характеристик и состава политической элиты Казахстана.
Проведенный анализ позволил выявить ряд примечательных фактов:
Группу регионов-лидеров по представленности в высших эшелонах власти составляют: Алматинская область, Атырауская область, город Алматы и Актюбинская область.
Высокое место Алматинской области объясняется, главным образом, происхождением действующего президента из этого региона.
Подтверждением служит тот факт, что многие из политиков-уроженцев алматинской области родились с Президентом в одном районе.
Например, Председатель КНБ Нуртай Абыкаев и Спикер Сената Кайрат Мами.
Высокое положение Атырауской и Актюбинской области обусловлено, покровительством им главы АП Аслана Мусина и ряда политиков из этих регионов, происхождением из регионов нескольких относительно самостоятельно сформировавшихся влиятельных политиков (прежде всего Имангали Тасмагамбетова и Марата Тажина), а также негласной квотой для пропуска уроженцев западного региона во власть.
Город Алматы представлен в высших эшелонах власти преимущественно молодыми политиками (исключение составляет глава МЧС Владимир Божко).
Многие из коренных алматинцев во власти являются детьми советской элиты.
Акмолинская областьявляется безусловным лидером по представленности в Парламенте. При этом в высшем руководстве центральных исполнительных органов нет ни одного уроженца данного региона.
Вопреки распространенному мнению, результаты исследования фиксируют не высокую, а среднюю представленность в высших эшелонах власти ЮКО.
В число регионов с низким уровнем представленности во власти входят все северные области (СКО, Костанайская и Павлодарская области), ВКО, а также ЗКО и Мангыстауская область.
Западный регион представлен во власти преимущественно политиками из Атырауской и Актюбинской области. Уроженцев ЗКО и Мангыстауской области в высших эшелонах практически нет.
В количественном выражении число политиков, родившихся в России (9 политиков), во власти больше, чем уроженцев: Мангыстауской области (2 политика), ЗКО (5 политиков), СКО (5 политиков) и города Астана (3 политика) и столько же, сколько от ВКО, Костанайской и Павлодарской областях (по 9 политиков в каждом из трех регионов).
Представленность региона-лидера (Алматинская область) во власти с учетом численности населения в 9,5 раз выше, чем региона-аутсайдера (Мангистауская область).
Если сопоставить конституционный постулат о том, что "единственным источником государственной власти является народ" и результаты исследования, то можно сделать вывод, что степень представленности интересов казахстанцев во власти существенно разница в зависимости от места их проживания.
Ввиду того, что при рекрутировании элит региональный фактор учитывается в недостаточной степени, в стране возникают риски для политической стабильности.
В мировой практике были многократные случаи, когда недооценка регионального фактора при формировании политической элиты приводила к расколу в обществе.
Например, засилье питерцев во власти стало одной из причин снижения рейтинга тандема Путин-Медведев в последние годы в России.
Низкое представительство региона во власти является предпосылкой для роста сепаратистских настроений в соответствующих областях; осложняет процесс оперативного решения насущных проблем региона; способствует обособлению региональных элит и провоцирует рост миграционных настроений (в Казахстане это особенно актуально для северных регионов и ВКО).
В контексте поручения Президента в рамках объявленной социальной модернизации проблема отсутствия социальных лифтов для жителей отдельных регионов страны приобретает особую актуальность.
Источник: NUR.KZ