
Министерство транспорта Казахстана опубликовало предварительный отчёт комиссии по расследованию авиакатастрофы борта "Азербайджанских авиалиний", летевшего из Баку в Грозный и разбившегося на подлёте к аэропорту Актау 25 декабря 2024 года, пишет BES.media.
В той трагедии погибли 38 человек – командир, второй пилот, старший бортпроводник и 35 пассажиров – из 62 пассажиров и пяти членов экипажа, находившихся на борту.
BES.media изучил предварительный отчёт комиссии и выделил главное.
Документ состоит из 53 страниц. Авторы подчёркивают, что он не устанавливает чью-либо вину или ответственность за происшествие и выпущен исключительно для предотвращения подобных инцидентов в будущем. На каждой странице имеется примечание, что информация в отчёте является предварительной и может быть уточнена и дополнена по результатам дальнейших исследований.
В документе указано, что следствие проводится Главной транспортной прокуратурой.
Отчёт содержит единственную рекомендацию авиационным властям и операторам воздушных судов – проанализировать возможные риски полётов в регионах, где периодически пропадает GPS-сигнал, и принять меры для повышения безопасности полётов в таких условиях.
Чёрные ящики
Запись FDR (регистр полёта) содержит около 140 часов данных, где каждое значение (SRN) соответствует одной секунде полёта. Изучив эти данные, установили, что последний полёт был 25 декабря 2024 года.
Запись CVR (регистр разговоров в кабине) содержит аудиозаписи с четырёх каналов – зона, капитан, второй пилот и объявления пассажирам – длительностью 2 часа 2 минуты 45 секунд. Каждая запись CVR началась в 04.25.20 по всемирному времени (UTC).
Эти устройства обычно называют чёрными ящиками: FDR – это регистратор параметров полёта, а CVR – регистратор разговоров в кабине. Внешне они окрашены в яркий оранжевый цвет для лучшей обнаруживаемости после аварии.
Авиаэксперт Абул Кекилбаев: расследование затянулось

Авиаэксперт Абул Кекилбаев отметил, что версия о внешнем воздействии находит подтверждение, так как в системах управления воздушного судна – гидравлике, элеронах, триммерах – обнаружены внешние элементы.
"Я могу назвать их, если говорить простыми словами, поражающими элементами. Однако природа этих поражающих элементов вызывает у меня вопросы", – отметил Абул Кекилбаев.
Авиаэксперт также обратил внимание на использование в отчёте размытых формулировок.
"В таких случаях нельзя вовлекать политику, но я вижу, что в этом отчёте она всё же присутствует. Использованы слишком мягкие формулировки. Например, можно было прямо написать, что это, скорее всего, боевые элементы или поражающие частицы. Но комиссия ушла от этого и использовала размытые формулировки вроде "посторонние элементы". Кроме того, расследование затянулось, что тоже вызывает вопросы о компетенции и подготовке специалистов", – отметил он.
По его словам, окончательный отчёт комиссии ожидается в течение 12 месяцев.
На что похожи поражающие элементы
Военный лётчик-истребитель и аналитик Ермек Сейтбатталов, напротив, считает корректным осторожный подход комиссии в формулировках предварительного отчёта.

"Они правильно делают, это корректно. Пока это же, видите, предварительный отчёт. Поэтому они правильно пишут. Потому что они же отправили на расследование эти образцы стержневых боеприпасов на экспертизу. Военные специалисты должны отвечать на это", – пояснил он.
Ермек Сейтбатталов предположил, что причиной повреждений могла стать работа противовоздушных систем.
"Ранее в СМИ сообщалось, что власти Чечни получили средства ПВО – "Панцирь-С1". На нём стоят ствольные зенитные орудия и ракеты. Ракеты весят 90 кг, из них 20 кг – боевая часть. Она начинена стержневыми боеприпасами – это может быть нарезанная арматура, гвозди, металлический мусор, который наносит повреждения воздушным целям", – сказал он.
Эксперт отметил, что обнаруженные в отчёте поражающие элементы внешне напоминают боевую часть ракеты "Панцирь-С1".
"На фотографиях на 27-й странице видно, что боеприпасы очень похожи на боевую часть ракеты "Панцирь-С1". Но форма могла измениться из-за удара, термического или механического воздействия. Я не буду утверждать, но скажу: очень похожи", – добавил он.
По его версии, режим "Ковёр" мог быть объявлен не своевременно, что и привело к трагическим последствиям. К моменту двух попыток посадки в Грозном режим "Ковёр" ещё не был активирован, хотя ПВО уже могло начать работу.
Эксперт также объяснил, почему экипаж менял маршрут: выбор аэродрома зависел от нескольких факторов: расстояния, погодных условий и развития ситуации на борту.
"Эти аэродромы находятся на разном удалении от места происшествия. Долетят – не долетят. Второе – погодные условия. И третье – ситуация начала развиваться на борту. Они-то думали: нормально всё, долетим. Но сначала у них произошла разгерметизация. Нужно было снижаться, потому что на той высоте, на которой они летели, оставаться нельзя – кислородное голодание не сказывается до высоты 4000 м. Нормальное самочувствие пассажиров может обеспечиваться на высоте 2000 м, но там есть горы", – добавил он.
По его словам, экипаж сначала выбрал Минеральные Воды, но затем понял, что пересекать горный рельеф в сложных условиях опасно. Следующим вариантом стала Махачкала, но позже было принято решение направляться в Баку. Затем, осознав критичность ситуации, экипаж выбрал Актау, так как равнинная местность позволяла безопаснее заходить на посадку.
"В Актау местность более равнинная – через море можно было плавно снижаться и заходить на посадку без разворотов. Но не получилось: они вышли на большой высоте, и пришлось делать "восьмёрку" со снижением. В этот момент, видимо, уже вся гидросистема вытекла, и самолёт перестал слушаться", – заключил он.
Заявление правительства Азербайджана
Министерство цифрового развития и транспорта Азербайджана опубликовало заявление после обнародования отчёта казахстанской стороной. Помимо фактов, приведённых в предварительном отчёте, в министерстве указали на пару моментов.
В заявлении отмечается, что сразу после получения информации о предполагаемой аварийной посадке в Казахстане провели необходимые спасательные работы, выжившие были эвакуированы и получили медицинскую помощь.
Представители Азербайджана, государства регистрации и эксплуатанта воздушного судна, участвовали во всех этапах расследования: осматривали место происшествия, фиксировали факты, предоставляли фото- и видеоматериалы, а также участвовали в расшифровке чёрных ящиков (CVFDR) в бразильском Центре расследования авиационных происшествий (CENIPA). Кроме того, они собирали дополнительные данные и доказательства. Комиссия привлекла представителей Азербайджана и к подготовке предварительного отчёта.
Из-за плохой погоды над Грозным самолёт не смог зайти на посадку со второй попытки, и капитан решил вернуться в Баку. В этот момент в CVR зафиксировали два внешних звука с разницей в 24 секунды. Сопоставление данных CVR и FDR показало, что через четыре секунды после первого внешнего звука отказала третья гидросистема, через шесть секунд – первая, а ещё через 21 секунду – вторая.
Основные системы управления самолётом вышли из строя в 05.13.32, а информацию о проведении операции "Ковёр" диспетчер передал в Грозный в 05.21.42. Разница во времени составила 8 минут 10 секунд.
Также установлено, что повреждения фюзеляжа возникли из-за воздействия внешних объектов. Признаков столкновения с птицами в предварительном отчёте не выявлено. Данных о взрыве кислородного баллона в отчёте также нет. Все подтверждающие материалы – фото, аудио и цифровые записи – включены в предварительный отчёт.
Заявление РФ
В свою очередь в "Росавиации" подчеркнули, что отчёт носит предварительный характер и не содержит выводы о причинах произошедшего.
"Предварительный отчёт подтверждает, что на воздушном судне имеются повреждения, полученные в результате внешнего воздействия. При этом в отчёте не отражено, что казахстанская сторона индентифицировала посторонние предметы, находящиеся в воздушном судне, а у Российской Федерации такой возможности до сих пор не было, поскольку ей не передали эти элементы для экспертизы", – прокомментировали в "Росавиации".
В ведомстве также добавили, что экипаж борта самостоятельно выбрал Актау, а не предложенные российскими диспетчерами альтернативные аэропорты Махачкала и Минеральные Воды, а также сообщил о попадании в самолёт птиц и взрыве кислородного баллона.
В Атырау -1