Уже больше недели беспрерывно смердит городская свалка. На вопрос, когда это кончится, ответить могут только городские власти.
НУЖНО 250 ГРУЗОВИКОВ
Пелену густого дыма отнесло ветром на несколько километров на юго-запад от свалки – в сторону аэропорта, а теперь этот «фронт» идёт на город. Первая жертва на пути плотного смога – микрорайоны Самал, Нурсая и Жеты казына, улицы которых буквально затянуты дымом.
Разговор с заместителем директора Спецавтобазы Заурбеком ЖАЙЛИБЕКОВЫМ у нас начался на повышенных тонах:
– А что нам прикажете делать, попробуйте сами быстро загасить возгорание площадью в несколько гектаров, да ещё ночью! Порой не можем подобраться к источнику открытого огня.
– Неужели нет возможности предупредить распространение огня в самом начале возгорания? У вас, наверное, есть какие-то возможности быстрого реагирования?
– А что сделают пять машин с грунтом?! (Свалочные возгорания нельзя тушить водой, только инертными материалами. – З. Б.) Для этого нужны 150, даже 250 машин. Вообще эта проблема решится, только тогда, когда дадут полигон. Здесь – свалка, и этим всё сказано. Мусор сваливают в кучу, он гниёт, затем тлеет и возгорается, это неизбежный процесс. Это бич всех городов, но многие города спасает то, что роза ветров там постоянная в отличие от нас. И самое главное – свалки там вынесены далеко за границы города: в Шымкенте, например – на 25 км, в Таразе – на 16 км, алматинская вообще в другом городе, в Каскелене…
– Полигон будет сортировать и перерабатывать «свежий» мусор, но свалку же надо куда-то деть, иначе она так и будет травить всё вокруг.
– Да, это так. Это большая, трудоёмкая работа, стоимость которой мы себе даже не представляем – это должны делать специалисты, если бюджет оплатит проект. Мы направили в горакимат запрос о необходимости рекультивации. Ждём реакции.
СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ…
Очевидно, что пока этот гниющий пирог высотой до 15 метров буквально не похоронят под толщей грунта, город не спасёт даже мусорный полигон. Вопрос к экологическим НПО – не пора ли создать отдельное объединение под эту конкретную задачу, способное продавить сформированный годами «иммунитет» властей к мусорному вопросу.
Как выяснилось, из нескольких действующих в нашем регионе экологических НПО вопросом свалки никто не занимается.
– На данный момент, по моим сведениям, никто над этим не работает. Мы поднимаем время от времени эту тему, но специально заняться ею у нас нет возможности, – говорит директор Жайык-Каспийского Орхусского центра, руководитель экологического НПО «Тан» Шынар ИЗТЕЛЕУОВА. – Этот вопрос требует поэтапного решения, финансирования.
– Вам не кажется странным, что местные НПО предпочитают заниматься глобальными вопросами и мирятся со свалкой у себя под боком?
– Просто у всех есть определённый круг вопросов, а этим надо заниматься отдельно. Вообще, легко предъявлять требования к другим, а не к себе. К нам тоже приходит много людей, требуют, просят, а ведь зарегистрировать НПО сейчас очень просто. Я предлагаю открыть своё НПО – поможем в этом, поделимся опытом, и решать проблему. Но никто не хочет. Мы поможем даже организовать точку приёма вторсырья и найти партнёров, у нас ведь никто не занимается вторичной переработкой макулатуры и пластика, а в России такие фирмы есть. Дайте желающим наши координаты: 30-50-33, 50-10-37, у нас есть страницы в Фейсбуке, есть сайт.
Возможно, встречное предложение спасаться собственными силами неожиданно. Но это, поверьте, гораздо лучший ответ, чем тот, который дал мне другой, весьма уважаемый, деятель неправительственного фронта:
– Это чисто коммунальные бытовые дела, чего нам туда лезть?! Мы не будем отнимать хлеб у чиновников.
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА
Фото Каната ЕЛЕУОВА