Почему повышение платы за проезд не повлекло за собой повышения качества услуг общественного транспорта? Этот вопрос обсуждался на совещании в горакимате.
ИНКОГНИТО НА МАРШРУТЕ
По словам начальника городского отдела ЖКХ Руслана БАСАРА, сейчас на 33городских маршрутах занято 318 транспортных средств (в прошлом году 432), из них 171 автобус и 147 «Газелей».
Снижение числа автобусов в этом году Басар объяснил ростом цен на ГСМ и запчасти, из-за чего многие мелкие перевозчики распродали технику или поставили её на прикол до лучших времён. Впрочем, после июльского повышения платы они вновь выводят технику на маршруты.
Вот список перевозчиков: ТОО «Батыс Транспорт-СИМ» (самый крупный, 100 автобусов на всех основных маршрутах), ТОО «Ануарбек Транс» (маршруты №59, 62), ТОО «ЖайыкСтройСервис» (№5), ТОО «Данияр и К» (№53, 60), ТОО «Атырау Такси» (№7), ТОО «Айдан и К» (№52, 54), ИП «Баймуханов» (№51, 11), ИП «Кагазов» (№18, 55). «Батыс Транспорт-СИМ» обслуживает маршруты на собственных автобусах, парк которых планирует обновить в ближайшие 3 года; остальные, как правило, привлекают частные микроавтобусы с наёмными водителями.
Между тем в адрес городского отдела ЖКХ и на блог акима области поступает много жалоб – на плохое состояние салонов (на совещании, к примеру, были показаны фото испорченных пассажирских сидений), на хамство кондукторов (при этом все они без бейджей, так что и не знаешь, на кого пожаловаться). В автобусах не вывешиваются схемы передвижения, перечни льгот для населения. Нередки случаи, когда водители покидают маршрут задолго до конца рабочего дня, требуют плату за проезд со школьников во время учебных занятий. Не говоря уже о том, что «Газели» на маршрутах по-прежнему забиты пассажирами под завязку сверх всяких норм. Работники горакимата во время недавней проверки смогли убедиться, что жалобы горожан не с потолка взяты.
С КАРАКАЛПАКАМИ БЫЛО ЛУЧШЕ
В ответ на критику перевозчики снова ссылались на дороговизну запчастей, нехватку автобусов и водителей:
– Раньше мы привлекали трудовых мигрантов – каракалпаков, они и автобусы ремонтировали, и на линии работали хорошо. Но потом нам категорически запретили с ними работать. А местные ремонтом заниматься не хотят.
– Вы же выиграли тендер на маршрут, следовательно, располагали автопарком микроавтобусов и штатом водителей. А теперь говорите, что их нет. На Карабатане идут сокращения, есть курсы для подготовки водителей, обратитесь в Центры занятости, – возмутился аким города Аскар КЕРИМОВ.
На базе кузовного цеха ТОО «Батыс Транспорт-СИМ» открылся кабинет для ремонта обшивки сидений.По словам мастера цеха Исы ХАСАНОВА, многоместные автобусы «Хёндай» эксплуатируются в Атырау уже 4 года, сиденья в них истрёпанные, изрезанные, исписанные подростками. Зачастую мастеру приходится менять сразу всё – основу из цельного листа фанеры, набивку из поролоновой губки и обшивку из прорезиненного материала. В день удаётся отремонтировать 3-4 сиденья. До конца года перевозчик планирует поменять обшивки сидений на всех автобусах.
Интересные особенности психологии продемонстрировал один из перевозчиков, обслуживающий пригородные маршруты. Он искренне возмущался тем, что люди не дожидаются его «Газелей» (которые, видимо, ходят не слишком часто) и садятся к таксистам, которые при полном салоне берут по 50 тенге с человека. Перевозчик требовал от горакимата приструнить зарвавшихся, по его мнению, таксистов. Напомним, что плата за проезд на некоторых пригородных маршрутах достигает 100 тенге.
А вот замечания директора ТОО «Данияр и К» Ларисы УЛЬЧЁНКОВОЙ были более серьёзными. Оказывается, некоторые частники на «Газелях» вклиниваются в её маршруты и незаконно перевозят пассажиров. И вряд ли дело ограничивается только маршрутами «Данияр и К».
– Вы утверждали, что всё дело в тарифе – мы его повысили, а эффекта никакого. Вот жалобы на вашу работу. Пишут, что автобуса на 59-м маршруте пришлось ждать час, хотя это направление обслуживают 6-7 автобусов. Мучаются жители мкр. Алмагуль, между прочим, большая часть из них бюджетники и госслужащие, – перечислял А. Керимов. – Много жалоб на кондукторов. Почему они не могут нормально общаться с пассажирами? Или вам всё равно, лишь бы выручку в конце дня сдали? Даю десятидневный срок на то, чтобы всем кондукторам выдали бейджи с указанием фамилий. Даю поручение Руслану Басару – увеличить штат транспортного отдела ЖКХ (на сегодня там 2 сотрудника, один из них начальник). Нынешнего начальника этого отдела Куаныша ИБРАГИМОВА заменить! Он на этом месте сидит уже больше 10 лет и спелся с перевозчиками. Поэтому и нет результатов работы.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА