Атырау, 29 ноября 03:25
 будет пасмурноВ Атырау -1
$ 513.00
€ 541.16
₽ 4.69

В упор не видят

11 712 просмотров

В начале июня мы вместе с председателем НПО «ЭкоПост» Жасуланом КУЖЕКОВЫМ проехали по контрактным территориям нефтяных компаний в нашей области и зафиксировали имеющиеся там экологические загрязнения. В последовавшей затем публикации («АЖ» №26 от 14.06.12, «Тёмные пятна из космоса и в упор»), в частности, говорилось о следах разлива нефти, обнаруженных на месторождении Кок-Арна.

 

ИНТЕРЕСНАЯ ГРЯЗЬ

4 июля директор филиала АО «Матен Петролеум», эксплуатирующего это месторождение, Рашид АГИЮЕВ направил в редакцию письмо, в котором утверждает:«На месторождении Кок-Арна никаких утечек нефти не происходило, поэтому ваша информация о разливе нефти не соответствует действительности».

Заметим, АО «Матен Петролеум» эксплуатирует месторождение Кок-Арна с 1 января 2012 года. Контрактная территория этого предприятия в Жылыойском районе представляет собой месторождения Кок-Арна и Кара-Арна, соседствующие друг с другом. Как выяснилось, мы в той поездке видели нефтяной разлив не на Кок-Арне, а на Кара-Арне. Но самого-то разлива это не отменяет!

17 июля Матен Петролеум организовал нам поездку на месторождение Кара-Арна. Что удивительно, огромное пятно нефти, заснятое нами полтора месяца назад на фото и видео, исчезло. Как выяснилось, нефть засыпали грунтом (на снимке).

– Здесь нет никаких загрязнений, – заявил начальник цеха месторождений Кара-Арна и Кок-Арна Серик КОБЖАНОВ. – И никогда не было.

Я попросил остановить машину у вала, разделяющего Чёрную (Кара) и Синюю (Кок) Арну. В местах, где ездили КамАЗы, грунт просел, и там обнажилась присыпанная песком нефть.

– А это что такое?! – зачерпнул я чёрную жижу ладонью и показал сопровождавшим меня нефтяникам.

Это грязь! – немедленно ответил Кобжанов.

Поехали дальше. В середине Кара-Арны, где стоит групповая замерная установка (ГЗУ), качающая добываемую нефть в резервуары, я нашёл ещё несколько мест, где нефть проступает через песок. Подошёл к нефтяникам:

– Это тоже грязь?

Комментарий получите в головном офисе в Атырау, – не стали спорить они.

На следующий день при встрече Р. Агиюев заявил, что с начала деятельности Матена на Кара-Арне и Кок-Арне никаких разливов нефти не было, а увиденные нами следы загрязнений являются историческими: в советские годы здесь из нефтяных отходов получали битум. В подтверждение своих слов он показал акт проверки месторождений инспектором Урало-Каспийского департамента экологии, датированный 18 июля 2012 года. В акте написано: «Нарушений экологического законодательства не обнаружено».

 

ЧТО ЗА СЕКРЕТНОСТЬ, МУЖИКИ?

Этот акт стал поводом для нашей встречи с заместителем начальника Урало-Каспийского департамента экологии, главным экологическим инспектором области Кабижаном КАПАНОВЫМ. По его словам, на месторождении Кара-Арна действительно находились нефтяные отходы прошлых лет, образовавшиеся ещё в 60-х годах прошлого века. В прошлом году предшественнику Матена – АО «Арнаойл» – нужна была дополнительная территория для бурения скважин, и они получили эту площадку вместе с размещёнными на ней историческими отходами из резерва акима Жылыойского района. После реорганизации Арнаойл замазученная земля перешла в наследство Матену. В прошлом году компания «Арнаойл» 4 раза подвергалась экологическим проверкам и один раз была оштрафована ввиду обнаружения инспекторами загрязнённых нефтяным шламом участков. Однако с приходом компании «Матен Петролеум» была утверждена экологическая программа, выделены средства на устранение загрязнений на месторождении Кара-Арна. Поэтому сейчас претензий к этой компании нет.

При этом и Р. Агиюев, и К. Капанов категорически отказались говорить на диктофон. Кроме того, К. Капанов отказался выдать ксерокопию вышеупомянутого акта своего инспектора, хотя документ этот был у него под рукой.

И мы до сих пор не знаем, что думает обо всём этом природоохранная прокуратура области. На наш запрос получили ответ, что заданные нами вопросы перенаправлены в прокуратуру Жылыойского района. А оттуда пришёл ответ, что запрос переправлен в Урало-Каспийский департамент экологии. Круг замкнулся.

 

«НУЖНА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА»

Вот что думает по этому поводу председатель НПО «ЭкоПост»Жасулан Кужеков, участвовавший в обеих поездках:

– Я намерен обратиться в вышестоящие органы с требованием проведения дополнительной экологической экспертизы в Жылыойском районе на месторождениях Кок-Арна и Кара-Арна. Это право предоставлено мне нашим государством, ратифицировавшим Орхусскую конвенцию и принявшим Экологический кодекс РК. Какие основания я усматриваю для такого обращения? Во-первых, отсутствие аргументированного письменного ответа на запрос редакции «Ак Жайыка», который должен включать в себя историю данного загрязнения, официально оценённый ущерб окружающей среде, размер выплаченной компенсации, а также меры, предпринимаемые для ликвидации данного загрязнения.

Просто засыпать песком или утоптать бульдозером в степи тысячи тонн нефти (сразу после публикации в газете) – это ещё не ликвидация нефтяного загрязнения.

Сомнения также вызывает отказ нефтяников и государственных экологов от официальных комментариев на диктофон и от предоставления ксерокопий документов о том, что на месторождении всё чисто.

И я также хочу обратиться к информированным читателям «АЖ» с просьбой в своих комментариях на сайте azh.kz сообщать об известных им нефтяных загрязнениях на территории области.

Мурат СУЛТАНГАЛИЕВ

26 июля 2012, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.