Атырау, 28 сентября 13:19
 ясноВ Атырау +14
$ 479.23
€ 534.96
₽ 5.16

Внимание, в доме ртуть!

19 637 просмотров

Разбитый градусник – из той серии мелких неприятностей, которые случаются в каждом доме хоть однажды.

РАСТЕРЯННОСТЬ И ПАНИКА

Банально, но когда это происходит, первыми приходят растерянность и паника. Пару дней назад мне пришлось испытать это на собственной шкуре. Звонок в ЧС, невнятные комментарии и с досадой брошенная трубка – надо было сразу бежать к компьютеру. Гугл, короткая консультация в Сети: вывести из помещения людей, открыть окна, но не создавать сквозняков (иначе шарики могут разлететься ещё дальше друг от друга), как можно быстрее собрать блестящие шарики ртути. В этом помогут лист бумаги, ребром которого удобно подгонять шарики друг к другу и соединять их в единую лужицу; спица или толстая цыганская игла, её кончиком хорошо ловить мелкие шарики, они к ней подбираются, словно магнит; из щелей ртуть можно высосать спринцовкой или шприцем без иглы. Веник или щетку использовать нельзя, они разобьют горошины, лучше мягкую кисть, если есть. Если ртуть забилась в щели, её рекомендуют посыпать песком, вместе с которым она легко выметется кисточкой. Ртуть так же можно собирать кусочком ваты, смоченной в 0,2% растворе марганцовки. Место, где рассыпана ртуть, желательно подсветить. Для этого на некотором расстоянии от загрязненного участка поставьте электрическую настольную лампу так, чтобы свет падал на ртутную лужицу сбоку. Мне повезло, лужица растеклась на хорошо освещённом участке голого пола. Если ртуть попала на ковер, с ним, кажется, легче распрощаться, чем пытаться его дезинфицировать.

Собранную ртуть нужно слить в стеклянную банку. Чтобы затруднить процесс её испарения, её можно залить водой или раствором марганцовки и плотно закрутить крышку. Туда же можно сложить остатки градусника – стеклянные его части. Банку потом завязать в несколько полиэтиленовых пакетов. В помещении необходимо провести влажную уборку, окна желательно не закрывать несколько дней.

БОГ С НЕЙ, С ОДЕЖДОЙ

Как провести процедуру демеркуризации, иными словами – обеззаразить помещение, уже заражённое токсичными парами?

Место, где была разлита ртуть, требуется смочить 0,2% раствором марганцовки – раствор получается насыщенного цвета, довольно гутой концентрации. Ещё советуют мыльно-содовый раствор (30 г соды и 40 г мыла на литр воды). Через 1,5-2 суток дезинфицирующий раствор можно смыть чистой водой.

Даже после всех этих мероприятий пары ртути выветрятся не ранее чем через полтора-три месяца.

Всю одежду, в которой вы её собирали, все предметы, которые в этом участвовали, лучше без сожаления выбросить – с их обеззараживанием столько мороки, что оно того не стоит.

Работать надо в перчатках и желательно защититься маской. Мне не повезло – под рукой не оказалось ни того, ни другого. Я решила, что важнее как можно быстрей её собрать, чтобы не рисковать детьми, а из меня зараза выйдет сама – главное, побольше пить, поскольку ртутные образования выводятся через почки. И вообще, зараза к заразе не пристаёт. А если серьёзно, то заместитель руководителя Западного регионального оперативного аэромобильного спасательного отряда МЧС РК Нурболат КАРАКУЛОВ меня успокоил:

– Содержание ПДК в бытовом термометре не опасно для жизни.

Но в той же Сети масса ресурсов, в которых утверждается: «Нахождение ртути в помещении, пусть даже в небольшом количестве, при длительном вдыхании грозит серьёзными проблемами. Отравляющее действие этого вещества не проявляется явно и сразу, что делает его ещё более опасным. Ртутное отравление протекает исподволь, долгое время без четких симптомов заболевания: общее недомогание, раздражительность, тошнота, похудание. Но в итоге такое отравление приводит к неврозу и поражению почек».

Эти сведения подтвердил в телефонном разговоре и технолог единственного предприятия, занимающегося в Атырау утилизацией ртутьсодержащих отходов, АО «WestDala»Руслан КУЖАНИЯЗОВ:

– Вдыхание паров ртути потенциально опасно для человека, даже если её количество мизерно.

СОВЕТ ПРО УНИТАЗ

Тут надо пояснить, как я дошла до этой компании. Я не знаю, кто именно говорил со мной из спасателей в тот раз, когда я звонила и просила дать консультации уже после сбора ртути, но молодой человек посоветовал мне её… просто вылить в унитаз. В режиме включённой сирены я потребовала поднять инструкцию, а не городить огород. Он бросил трубку. Но я настырная. В конце концов спасатели не нашли ничего лучше, как предложить самим забрать банку с ртутью. Я поняла, что в виде исключения. Под впечатлением я решила избавиться и от второго градусника (куплю электронный). Приехавшие за утилизационным материалом молодые люди заактировали банку, а целый градусник брать не захотели:

– Да выкиньте его в мусорку!

Последовало второе включение сирены про смысл их приезда, они выхватили его у меня из рук и уехали, подняв столб пыли, а я стояла и думала: может, зря я так разволновалась?

– Не зря,– ответил мне Кужаниязов. – Это грубейшее нарушение, градусники и любые ртутьсодержащие объекты должны быть утилизированы на спецустановке. Вам следовало записать имя и должность того, кто дал вам такой совет и пожаловаться на него – это непрофессионально.

– Демеркуризация – процесс выпаривается ртути. Временные ёмкости со слитой в них ртутью (нами накоплено около 30 кг), мы пока складируем – в Казахстане нет вторичного применения ртути, поэтому нам некому её сдавать,– говорит Кужаниязов. – Сейчас в процессе подготовка разрешительных документов на её отправку на переработку в Российскую Федерацию.

«С ФИЗЛИЦАМИ НЕ РАБОТАЕМ»

Остаётся открытым вопрос – что делать с собранной ртутью в бытовой ситуации? Чээсники, как выяснилось, не обязаны принимать такое малое количество ртути – только если речь идет о чрезвычайном её количестве:

– У нас был случай, когда пришлось собирать больше 700 граммов разлитой ртути, мы актируем её приёму и сдаём затем в «WestDala», а как быть с таким количеством как в термометре, я даже не знаю,– признался Каракулов.

В том же духе ответили и в компании:

– Мы не работаем с физлицами, поскольку мы сдаём отчёты, а это подразумевает заключение договоров с партнерами,– пояснила начальник контрактного отдела АО Гульмира ЕРМАШЕВА. – На каждый предназначенный к утилизации объект обязательно заполняется паспорт, заключается договор, заполняются данные о реквизитах сдающей стороны… Градусники мы принимаем, но целые, и сдают их, как правило, медицинские учреждения. Случаев обращений частных лиц не припомню. Утилизация – платная, 268 тенге за один термометр. Но, повторяю, счёт выставляется только на основании договора, заключать который на такое количество отходов бессмысленно.

– Получается, обычные люди просто вынуждены загрязнять всё вокруг – представьте, сколько градусников бьётся ежегодно.

– Думаю, в случае подобных обращений мы постараемся не отказать, возможно, на основании письменного обращения мы сможем принять подобные отходы на утилизацию даже у частного лица. Но до вас к нам никто ещё не обращался…

Да, печальное открытие, уважаемые земляки. Судя по всему, наши унитазы, не говоря о мусорных площадках, просто благоухают ртутными парами – благо, их не видно. Меж тем ругать предприятия-загрязнители воздуха – хороший тон в нашем обществе.

Зульфия БАЙНЕКЕЕВА

24 июля 2012, 18:06

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.