Он не стал победителем, но он в восторге – прошёл по настоящей красной дорожке и получил лестный отзыв своего кумира. Сейтжан СПАНОВ сделал ещё один шаг к своей цели: на этот раз его сценарий попал в десятку финалистов конкурса сценаристов III Международного кинофестиваля экшн-фильмов «ASTANA», организованного режиссёром Тимуром БЕКМАМБЕТОВЫМ.
РАЦИОНАЛЬНЫЙ РОМАНТИК
Я вбила в поисковую строку «рациональный романтизм», и гугл поперхнулся: говорит, нет такого понятия (надо подать на авторство!). Странно, а человек такой – рациональный романтик – есть. Житель Атырау, инженер-механик одной из подрядных компаний Аджипа Сейтжан Спанов, кажется, уже без пяти минут сценарист-режиссёр.
– Я заболел кино ещё в детстве, хотел сразу после школы поступать на режиссёрский курс, но просто есть ответственность перед родителями. Они у меня уже пожилые, всегда поддерживали и тут попросили: сначала получи базовое образование, а там смотри сам. Ну вот, не так давно я получил свой диплом, по специальности работаю уже второй год. И теперь я готов отдать мечте все силы. Коплю деньги, если Бекмамбетов откроет школу сценаристов в Астане, как планировал, поеду учиться туда, нет – в Москву.
Он уже отсылал сценарий в прошлом году – та заявка не прошла бекмамбетовский отбор, однако её отметили на другом кинофоруме. В рамках Евразийского кинофестиваля «Перспективы» он прошёл в номинацию «Молодые сценаристы».
Сейтжан добродушный и лёгкий в общении, но пацан упёртый, и в этом году снова отправил заявку: уже с двумя сценариями.
– Одна, точней, её синопсис (короткая заявка, обычно до 3 страниц) прошла в полуфинал, куда вместе со мной прошли 23 человека. И нам дали 10 дней. У многих сценарий был уже готов, как, например, у победителя, британца пакистанского происхождения Файзала КУРЕШИ. Тот признавался затем в интервью, что свой сценарий доводил до ума семь лет. Я писал сценарий на работе в перерывах и ночами дома, пользовался автопереводчиками (текст по условию международного конкурса должен быть на английском), а потом правил со словарями.
65-страничный сценарий студент выпускного курса Спанов написал в срок и – та-да-да-дам – получил приглашение приехать на фестиваль как полноправный участник.
ЗЕМЛЯКИ
А там – красная ковровая дорожка, закрытые пати с западными, российскими и казахстанскими звёздами (статус фестиваля делают гости, в этом году главным украшением стали француз Венсан КАССЕЛЬ («Багровые реки», «Доберман») и солнце российско-голливудского кино казахский еврей атырауского происхождения Тимур Бекмамбетов. Земляк земляка видит издалека, к тому же оказалось, что начинающий сценарист и состоявшийся режиссёр не только родом из одного города, но даже и учились в одной школе – 17-ой. Сейтжан Бекмамбетовым очарован: звёздный режиссёр и президент кинофестиваля оказался на деле очень человечным, земным и не жадным на профессиональные рекомендации.
– Один из моих кумиров, который сам пробился из такого городка как Атырау в Голливуд. Я хочу повторить его путь. Не разочаровался ни в самом фестивале, ни в самом Бекмамбетове.
– А что тебе даёт участие в таких конкурсах и, в частности, в астанинском?
– Это неоценимый опыт. Я в начале пути, и мне необходима оценка профессионалов, их советы. В Астане я получил не только диплом финалиста, но и перспективу: Тимур обещал, что будет напечатана брошюра с нашими сценариями, которую его продюсерский центр будет презентовать международным студиям. Если победитель сразу получил денежный приз в 10 тысяч долларов и опционный договор со студией (по нему студия Бекмамбетова «Базелевс» в любой момент может начать съёмки, в этом случае сценарист получит авторский процент), то финалисты как бы на листе ожидания, по которому на любого из них может выйти заинтересованный продюсер.
– А были прецеденты?
– Да, по сценарию победителя первого конкурса студией Бекмамбетова был снят фильм «Аполлон-18» (при бюджете в $5 млн «Apollo 18» собрал кассу $25,5 млн).
«ЯБЛОКО» – ТОЛЬКО НАЧАЛО
– О чём вы говорили с Тимуром Бекмамбетовым?
– Он очень интересовался нашей школой, учителями, которые там работали, городом. Моя идея ему понравилась, он посоветовал ничего не менять, но доработать текст, он сыроват. Я и сам знаю, к тому же языковой барьер сыграл не последнюю роль – презентации тоже были на английском, поскольку в международном жюри только двое были русскоговорящие. Позже мы пересеклись с ним на вечеринке, и он дал мне свой почтовый адрес, чтобы я выслал ему другие свои проекты и доработанный сценарий «Побега с Земли».
– Далёкий от мира кино человек не представляет себе этот творческий процесс. Я, например, тоже. Ты сидишь и долго вымучиваешь идею, «рожаешь» её или она – бац! – и падает, как ньютоново яблоко на голову?
– Идей полно, с ними как раз сложностей нет. «Рожаю», и мучительно, текст, – смеётся Сейтжан.– Нужна усидчивость, дисциплина, потому что самое сложное – воплотить идею. Но буду работать, на фестивале я получил достаточно мотивации. Ещё планирую в этом году снять своими силами короткометражку.
– Что это будет?
– Артхаус, скорее всего. Если получится, отправлю на кинофестиваль. Надо же приближать цель.
СХВАТИТЬ ЖУРАВЛЯ
Если бы мне дали задание нарисовать Сейтжана и подобных ему ребят, он получился бы у меня с большими сильными ногами, крепко стоящими на земле, длинным эластичным телом и головой в облаках – обычным людям снизу и не видно. Все мы имеем мечту, но лелеем глубоко внутри себя, и только единицы набираются смелости о ней заявить и двигаться в выбранном направлении, не боясь опарафиниться, не состояться, профукать синицу в руках…
– Ты так уверен в своей мечте, что это восхищает.
– Она ведёт меня с детства. Мне было 18 лет, когда впервые подал заявку в интернете на конкурс анимационных фильмов и прошёл в пятерку. Вошёл во вкус, затем получил призовое место в журналистском конкурсе для студентов. В 2009 году я продал идею одной серии для сериала «Русский дубль», который транслировался на НТВ. Но в титрах меня не указывали, поскольку сценаристы у них свои, а у меня купили только идею. Я даже не уверен, что её использовали, я не смотрю этот сериал, просто натолкнулся на конкурс. В 2010 году студия «Казахфильм» совместно со студией «Базелевс» объявила отбор на курсы киношколы. Я прошёл в школу сценаристов и 15 недель бесплатно обучался онлайн. Нас учили иностранные преподаватели, в рамках курса мы писали сценарий, каждую неделю по 15 страниц. Преподаватели их комментировали, обсуждали, указывали на промахи. Этот курс дал мне значительное количество информации и опыта. Теперь я готов учиться очно.
Escape from the Earth(«Побег с Земли»), фантастика
– Действие происходит в настоящее время, планета Земля – тюрьма, построенная расой высокоразвитых бестелесных и бессмертных инопланетян, но человечество этого не осознаёт. Своих преступников они наказывают тем, что помещают их в тела людей и ограничивают таким образом их силы.
– То есть человек – это своеобразная камера для «их» преступника?
– Да, в некотором роде. Троим землянам это становится известно, и они решают сбежать и освободиться из этой тюрьмы.
– Идея «матрица вместо жизни» принадлежит, кажется, братьям Вачовски…
– Да, здесь есть пересечения, но основная моя идея заключается в другом. Согласно условиям конкурса я как финалист не имею права разглашать все детали сюжета.
Но он не удержался (точнее, я его уговорила) и рассказал побольше – и, знаете, интересно. Чуть-чуть заимствований из нашего языческого наследия и даже буддизма плюс безудержное молодое воображение. Кажется, вполне в духе Голливуда.
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА