Акорда написала по итогам этой встречи, что общая сумма проекта превысит 10 трлн тенге, а финансовые средства будут привлекаться на заемной основе с рынка и частично из республиканского бюджета. Хватит ли у правительства времени – вопрос открытый, ведь этот документ как раз в дни встречи Токаева и Бозумбаева было решено доработать с привлечением депутатов и общественников.
Нацпроект, разработал который Миннацэкономики, а не профильное Минэнерго, обсуждали на портале открытых НПА с 17 октября по 6 ноября, так что его текст есть в открытом доступе. И в нем есть очень любопытные детали.
Мы решили разобраться, что ждет государство от вложения в энергетический комплекс более 10 трлн тенге с 2025 по 2029 годы?
Износ и деньги
Снижение уровня аварий на 20% и снижение уровня износа энергетических и коммунальных активов в среднем по стране дошло до 40%. Сразу отметим, что более 10 трлн тенге – это в точности 11,8 трлн тенге внебюджетного инвестирования плюс 608,5 млрд тенге субвенций (или субсидий) из республиканского бюджета. В Нацпроекте бюджетные вливания сокращены до слова «суб.» без расшифровки, так что назовем далее этот вид финансирования субвенциями.
Что сейчас с коммуналкой в стране? А сейчас централизованным теплоснабжением, например, обеспечены только 60% населенных пунктов. Средний износ теплосетей составляет 52%, но в Павлодарской области он стремительно приближается к 80%, в Карагандинской, Мангистауской и Абае – к 70%. И вот чтобы «средняя» степень износа по стране снизилась хотя бы до 40%, Нацпроект предусматривает модернизацию 1607 км теплосетей стоимостью 1,2 трлн тенге внебюджетных денег и 173,9 млрд тенге в виде субвенций, да и то не в каждом регионе.
По электроснабжению картина еще хуже, чем по теплу.
"По состоянию на 1 января 2024 года износ основного оборудования на электростанциях достигает 56,8%, причем на некоторых станциях этот показатель составляет 87-90%, что в целом снижает уровень энергетической безопасности страны", - сказано в Нацпроекте.
С 2025 по 2029 годы собираются потратить 2,6 трлн тенге внебюджетных средств на модернизацию 62,9 тыс. километров электросетей плюс 319,8 млрд тенге субвенций и республиканского бюджета.
А что с водой?
Водоснабжение более-менее получше, чем энергетика, - 39% средний износ по стране, но эти 39% тоже имеют последствия в виде перебоев с водоснабжением, поэтому за 5 лет модернизируют 4,7 тыс. километров систем водоснабжения стоимостью 592 млрд тенге и 83,9 млрд тенге субвенций. Еще 778,9 млрд тенге внебюджетных денег потратят на ликвидацию износа канализационно-очистительных сооружений.
Самыми дорогостоящими с точки зрения инвестиций будут проекты по ремонту и строительству новых энергопроизводящих организаций. Всего в Нацпроекте сказано о 24 таких объектах общей стоимостью 5,8 трлн тенге. перечислим только самые дорогостоящие:
* ПГУ (парогазовая установка) в городе Кызылорде - 800 млрд (в 2029 году);
* ГРЭС-2 в Павлодарской области - 787,9 млрд (в 2028 году);
* ПГУ в Туркестане - 682,9 млрд тенге (в 2026 году);
* ТЭЦ в Семее – 518 млрд тенге (2-3 этапы модернизации вообще будут закончены только в 2030 году);
* строительство Семипалатинской ГЭС - 420 млрд (в 2029 году);
* ПГУ в Шымкенте – 340 млрд тенге (в 2029 году);
* ПГУ в Актобе - 340 млрд (в 2028 году).
За чей счет банкет, спросите вы? А источниками финансирования Нацпроекта заявлены: холдинг «Байтерек» через свои «дочки» - Банк развития Казахстана и АО «Казахстанская жилищная компания», международные финансовые организации, банки второго уровня как основной источник кредитования крупных проектов, ЕНПФ в роли инвестора для долгосрочных инфраструктурных проектов, Нацфонд (куда ж без него), госбюджет в виде прямых дотаций и субсидий, синдикатное и софинансирование.
Откуда деньги?
То есть речь идет об инвестициях через кредитование. Кредитование – это всегда возвратность и платность с процентами. И вот по этому поводу в Нацпроекте заявлено, что «субъекты естественных монополий (СЕМ) и предприятия генерации электрической энергии за счет поэтапного повышения тарифа обеспечивают погашение 10% вознаграждения, оставшаяся часть ставки вознаграждения (разница, превышающая 10% погашаемых СЕМ за счет тарифа) будет субсидироваться пополняемыми прямыми целевыми трансфертами из Национального фонда Республики Казахстан, путем предоставления субсидий финансовому оператору».
Переводим на популярный язык – основной долг и проценты по своим проектам коммунальщики будут погашать через наши с вами тарифы, а если ставка вознаграждения у кредитора будет выше 10%, их покроет Нацфонд.
В первую очередь модернизацию будет оплачивать холдинг «Байтерек», а если ему не хватит денег (а ему их не хватит), холдинг будет привлекать займы из международных источников, местных казахстанских БВУ и ЕНПФ.
Учитывая, что базовая ставка в стране очень даже выше 10%, а любой финансовый институт занимает деньги с собственной маржой, никто не будет давать кредиты дешевле 12-13%. Это в лучшем случае. Ну и поскольку предполагаются длинные кредиты на сроки до 20 лет, вся эта инфраструктурная история растянется на десятилетия с поэтапным, естественно, повышением тарифов для конечного потребителя.
ТЭЦ в долг
Уже известно, что три новых ТЭЦ для Казахстана построит Россия по заключенному 17 апреля 2024 года правительственному соглашению – в Кокшетау, Семее и Усть-Каменогорске. Уполномоченными организациями выступают российская «ИНТЕР РАО – Экспорт» и казахстанское АО «Самрук-Энерго».
Сейчас же возникает резонный вопрос – зачем в спешке правительство разрабатывает Нацпроект модернизации, если еще в 2023 году была принята госпрограмма «Тариф в обмен на инвестиции» с аналогичными целями и процесс модернизации электроэнергетики уже решается с учетом появления инвесторов?
Оба документа друг другу не противоречат, и «Тариф в обмен на инвестиции» по-прежнему является основным направлением тарифной политики. Но вопрос «зачем?» все равно не отпускает.
Кто и за что платил
В конце 2023 года Миннацэкономики отчитывалось, что на тот момент «изменение тарифов на коммунальные услуги оказалось вполне умеренным, составив в среднем от 10% до 30% с учетом обеспечения баланса интересов потребителей и предприятий. Это примерно плюс 3-4 тысячи тенге к среднему чеку для двухкомнатной квартиры площадью 60 квадратных метров».
И куда пошли деньги, которые потребители оплатили «плюс к среднему чеку»? На повышение тарифа на производство электроэнергии (на 27%), на увеличение зарплат работников предприятий (на 50%–100%), на рост оптовой цены товарного газа (на 12%) и на оплату подорожавших стратегических товаров — угля, мазута, ГСМ. Из данных Миннацэкономики следует, что потраченные, например, на сферу теплоснабжения 130,2 млрд тенге в 2023 году все равно в большей степени оказались бюджетными деньгами в размере 68,6 млрд тенге. За счет тарифов – 58,7 млрд тенге. Собственных средств предприятий в этих 130,2 миллиардах – только 2,9. Примерно такое же соотношение и по другим сферам ЖКХ.
В 2024 году тарифы подросли еще. На центральное отопление – на 33,6%, на электроэнергию – на 22,9%, на горячую воду – на 18,1%, на холодную воду – на 60%. Это в среднем по стране, в разных регионах разные цифры. И это не предел – коммунальщикам откуда-то нужно брать деньги, чтобы отбивать свои кредиты.
Планы и их КПД
И вот сейчас мы приближаемся к самому интересному. Нацпроект модернизации энергетического и коммунального секторов, который вот-вот зачем-то (мы задавались этим вопросом) примет правительство, станет третьим стратегическим документом (плюс госпрограмма «Тариф в обмен на инвестиции»), по которому энергетическая и коммунальная инфраструктуры будут модернизироваться до 2029 года. Потому что ранее, 25 июля, правительство утвердило еще и Национальный инфраструктурный план до 2029 года.
В нем совсем другие цифры расходов на приведение системы ЖКХ в «болееменческий» порядок – 40,1 трлн тенге инвестиций, причем 36,6 трлн из частного кармана. Чтобы понимать, насколько много это денег, - только депозиты всех резидентов Казахстана в депозитных организациях способны потянуть такую сумму. Агентство по регулированию и развитию финансового рынка отчитывалось по состоянию на 1 октября о том, что вся депозитная масса в стране достигла 36,7 трлн тенге.
Смысловой разницы между двумя стратегическими инфраструктурными документами почти никакой, сроки реализации одинаковые, а вот по деньгам один дешевле другого в 4 раза. Так зачем стране они оба?
Единственное объяснение, которое мы находим, содержится в пояснительной записке к свежему Нацпроекту, где сказано, что он принимается «во исполнение пункта 27 Общенационального плана мероприятий по реализации послания главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2024 года «Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм», утвержденного Указом президента от 25 сентября 2024 года № 658». Новое послание – новый план, все логично. Реализовывать-то можно и то, и другое.
Ударили программами по ЖКХ
Каким будет коэффициент полезного действия, вопрос совсем другой. За последние 25 лет в Казахстане были поставлены на реализацию десятки разного рода государственных документов по развитию электроэнергетики и ЖКХ, а уровень износа основных мощностей с конца 90-х не только не снизился, но еще и вырос.
Например, в «Программе развития электроэнергетики до 2030 года», утвержденной постановлением правительства № 384 9 апреля 1999 года, сказано, что основное оборудование электростанций изношено в среднем на 58,5%. По состоянию на 2024 год, как мы уже писали выше, - 56,8%. Что 25 лет назад, что сейчас, есть в стране объекты, где износ почти 100-процентный. Эта программа, кстати, до 2030 года не доживет – ее отменили еще в 2010 году.
13 ноября 2000 года правительство также принимало План мероприятий до 2005 года по обеспечению электроэнергетической независимости Республики Казахстан стоимостью около 1 млрд долларов США за счет внешних займов.
С 31 мая 2007 года реализовывался План мероприятий по развитию электроэнергетической отрасли до 2015 года без указания цены вопроса.
В 2009 году была принята легендарная программа «Тариф в обмен на инвестиции». Потом ее признали провалившейся и даже проводила проверку Генпрокуратура. И тогдашний замгенпрокурора Андрей Лукин заявлял:
- На протяжении шести лет до 2015 года действовала программа «Тариф в обмен на инвестиции». В результате увеличена стоимость тарифов вдвое, инвестировано свыше 1 трлн тенге средств потребителей, однако мониторинг эффективности никто не проводил. При этом износ генерирующих мощностей остался на высоком уровне и превысил 53%. Если в частном секторе этот показатель незначительно снизился, то в АО «Самрук-Энерго», контролирующим свыше 30% мощностей страны, он постоянно растет.
В октябре 2010 года принимали «Программу по развитию электроэнергетики на 2010-2014 годы» стоимостью 1,1 трлн тенге.
Параллельно с 2011 года шла реализация одноименной программы в жилищно-коммунальном хозяйстве на 2011-2020 годы с общим бюджетом в 877 млрд тенге. Но в 2014 году была отменена постановлением правительства.
Вместо нее тут же приняли «Концепцию развития топливно-энергетического комплекса до 2030 года» уже без указания конкретных сумм. В марте 2023 года эту концепцию переутвердили, обозвав «Концепцией развития топливно-энергетического комплекса на 2023-2029 годы».
И вот к ней в придачу теперь есть еще два новых документа – свежая госпрограмма «Тариф в обмен на инвестиции», Национальный инфраструктурный план до 2029 года, а скоро появится и Нацпроект модернизации. Интересно, чем все в итоге закончится к 2029-му?