Председатель Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов принимает участие в пленарном заседании мажилиса парламента Республики Казахстан. На заседании он представил депутатам итоги аудита эффективности использования государственных средств, выделенных на субсидирование сельского хозяйства.
"Главой государства поставлена задача вывести сельское хозяйство на уровень высокоэффективной отрасли. Также отмечено, что важно обеспечить продовольственную безопасность и повысить конкурентоспособность отечественной продукции.
Особое внимание обращено на внедрение инноваций и модернизацию агропромышленного комплекса. И в этом достаточно важная роль отведена эффективности государственного регулирования в аграрном секторе.
При высокой экономической значимости сельское хозяйство, к сожалению, демонстрирует низкий вклад в ВВП – в среднем около 5%.
Основные причины известны: низкая производительность, медленные темпы роста орошаемых земель, неэффективное водопользование, слабое развитие транспортно-логистической инфраструктуры, недостаточная материально-техническая оснащенность и другое.
А какова роль субсидирования в решенииданных проблем?
В соответствии с поручением Мажилиса Парламента Республики Казахстан мы провели аудит.
Остановлюсь на основных итогах.
За 5 лет из бюджета на субсидирование выделено около 2 трлн тенге. Однако ряд системных проблем обусловил их ограниченный эффект.
ПЕРВОЕ. Недостатки стратегического планирования и отсутствие преемственности в развитии отрасли.
За последние 10 лет Министерством сельского хозяйства принималось несколько программных документов. И большинство из них не были доведены до логического завершения. Все они ставились на утрату досрочно, на середине пути их реализации.
Постоянно менялись приоритеты. Это препятствовало построению эффективной системы государственной поддержки отрасли. А искаженные статистические данные оказали негативное влияние выстраиванию четких ориентиров.
Как результат, отдельные целевые индикаторы были признаны чрезмерно амбициозными и в конце скорректированы в сторону снижения. Но даже это не позволило обеспечить успешную реализацию более 40% целевых индикаторов Концепции развития АПК.
Система субсидирования, к сожалению, также далека от совершенства. Виды и направления субсидий постоянно меняются. Механизм их предоставления также менялись в процессе реализации. Более 70 изменений только за 5 лет.
Правила в отдельных случаях принимались с задержкой. Прошло более 5 лет, а правил по субсидированию увеличения доли переработки отечественной сельскохозяйственной продукции, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до сих пор нет. Это следствие непроработанности подходов к субсидированию на момент выдвижения данных инициатив.
В таких условиях сельхозтоваропроизводителям требуется немало усилий для адаптации к новшествам. Это справедливо порождает недоверие к мерам господдержки.
В то же время объемы субсидирования наращиваются. Однако вопросы их эффективного использования остались.
Нет четких приоритетов субсидирования. Это способствует распылению средств на большое количество направлений субсидирования. По 17 направлениям предоставляются 67 видов субсидий, однако их эффективность остается незначительной. К тому же не определены конкретные целевые индикаторы.
По оценкам экспертов, из-за распыленности по некоторым направлениям поддержки потребностисубсидирования в целом недофинансированы в 2 раза. Отмечено долгое – до 2 лет – ожидание исполнения по большинству заявок на выплату субсидий.
Отсутствует оценка получателей.
Все это привело к выплате 5 млрд тенге субсидий более 2,5 тыс. субъектов, которые прекратили свою деятельность до или после получения субсидий. Почти 3 тыс. получателей субсидий на 5,4 млрд тенге и вовсе не являлись субъектами АПК.
При таких условиях говорить об эффективности субсидирования не приходится.
ВТОРОЕ. Отсутствие встречных обязательств.
Большинством получателей субсидий такие меры поддержки расценивались как обязанность государства по компенсации затрат аграриев, без ориентира на конечный результат. Выплата субсидий приобрела «социальный» характер.
Глава государства еще в своем Послании 2022 года четко обозначил: «Бюджетные средства должны давать эффективную отдачу. Государство больше не будет разбрасывать деньги направо и налево. Необходимо усилить контроль за выделением и освоением субсидий».
Необходимость встречных обязательств была заложена в Концепции развития АПК с их внедрением с 2022 года. По факту они предусмотрены только по 4 направлениям субсидий из 17.
Встречные обязательства должны быть четкими, легко контролируемыми индикативами и показывать результативность субсидий. В первую очередь, они должны приводить к повышению производительности, обеспечению продовольственной безопасности. Но текущие подходы к определению встречных обязательств этого не обеспечивают. Не выстроен алгоритм верификации их исполнения. Формы отчетности, подтверждающие факт исполнения обязательств, отсутствуют по 15 направлениям субсидий.
ТРЕТЬЕ. Формализм в оценке эффектов от субсидий.
К определению экономического эффекта от бюджетных субсидий на этапе планирования Министерство сельского хозяйства приступило только в 2022 году. Но далеко не по всем направлениям. При этом показатель экономического эффекта от бюджетных субсидий в животноводстве ирастениеводстве ограничен простым приростом объема производства. Это не отражает качественного развития сельского хозяйства.
ЧЕТВЕРТОЕ. Автоматизация процесса субсидирования.
Здесь внедрена Информационная система «Gosagro.kz». Однако работа по полной реализации системы остается незавершенной. Система функционирует в режиме опытной эксплуатации 2 года и не прошла проверку на информационную безопасность. Она не обеспечивает полноценный контроль за обоснованным выделением субсидий.
Значительную часть выявленных аудитом нарушений можно было бы предотвратить. Для этого нужно включить соответствующий форматно-логический контроль и расширить интеграции с другими государственными базами данных.
Однако мы вынуждены констатировать выплаты субсидий субъектам, не соответствующим условиям субсидирования, а также факты двойного и завышенного субсидирования.
В целом проведенный Высшей аудиторской палатой анализ государственных мер по развитию сельского хозяйства дает четкое представление о необходимости перенаправления неэффективной господдержки с «социального» аспекта на стимулирующие меры по развитию производства.
Об этом говорил и Глава государства Касым-Жомарт Токаев на недавно прошедшем первом форуме работников сельского хозяйства. Президентеще раз подчеркнул, что субсидии должны работать на повышение эффективности и конкурентоспособности фермеров. Также отметил, что использование помощи государства как постоянной поддержки, без стремления к улучшению показателей, должно быть исключено.
Нужен простой и прозрачный алгоритм субсидирования.
По конечному результату. Как говорится, «реализовал задачу – получи поддержку». Тогда неэффективные хозяйства, остающиеся сейчас на плаву благодаря субсидиям, уступят место добросовестным фермерам, желающим развиваться.
Нужно пересмотреть перечень субсидий, максимизировав эффект от выделяемых средств, которые направлены на реализацию стратегических документов отрасли.
Субсидии должны создавать стимулы для повышения продуктивности и внедрения передовых агротехнологий. Очевидно, что необходимо расширять возможности кредитования субъектов отрасли, страхования и других инструментов поддержки. К примеру, предоставлять гарантии со стороны государственных институтов развития при отсутствии или недостаточности залогового имущества у фермера.
Требуется ускорить введение платформы «Gosagro.kz» в промышленную эксплуатацию с расширением интеграции с другими государственными системами.
Эффект в виде прозрачности распределения субсидий и снижения бюрократической нагрузки благодаря цифровизации очевиден.
В целом по результатам аудита выявлены 142 млрд тенге неэффективного планирования и использования бюджетных средств, 2 млрд тенге финансовых нарушений.
Экономические потери и упущенная выгода оценочно составили 5 млрд тенге.
В бюджет возмещено и восстановлено почти 2 млрд тенге.
По 4 фактам материалы переданы в правоохранительные органы, 322 материала направлены для привлечения к административной ответственности.
Все предложения Комитета по аграрным вопросам Мажилиса учтены в рекомендациях Правительству и поручениях государственным органам.
Пользуясь случаем, позвольте выразить благодарность депутатам Мажилиса за всесторонний подход к рассмотрению вопросов и совместную работу в сфере развития сельского хозяйства."