Повстанцы предупредили Турцию о планах крупного наступления около шести месяцев назад, сообщило Reuters со ссылкой на два источника, знакомых с этими планами. По словам собеседников агентства, ответную реакцию они расценили как молчаливое согласие, передает «Агентство».
Как пишет Reuters, правительство Эрдогана, объявившее в 2020 году о достижении договоренности с Россией о прекращении огня на северо-западе Сирии, долгое время выступало против масштабного наступления повстанцев, опасаясь, что оно приведет к новой волне беженцев. Однако в начале этого года, как сообщают источники издания, повстанцы почувствовали ужесточение позиции Анкары по отношению к Дамаску после того, как Башар Асад отверг неоднократные инициативы Эрдогана.
По словам источника в сирийской оппозиции, повстанцы передали Турции детали плана после того, как попытки Анкары наладить контакт с Башаром Асадом потерпели неудачу. Послание гласило: «Другой путь не работает уже много лет, поэтому попробуйте наш. Вам не нужно ничего делать, просто не вмешивайтесь».
Сам план, по словам дипломатического источника Reuters, был придуман «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ) и ее лидером Ахмедом Хусейном аль-Шараа, более известным как Абу Мухаммед аль-Голани. Именно эта группировка стала основной движущей силой наступления и в итоге заняла Дамаск.
Мятежники однозначно не могли перейти к активным действиям, не уведомив сначала Турцию, которая была главным спонсором сирийской оппозиции с самых первых дней войны, заявили Reuters дипломат и член сирийской оппозиции.
Reuters не удалось выяснить, каким конкретно образом было передано сообщение. Лидеров сирийской оппозиции за рубежом Хади аль-Бахра сообщил Reuters, что перед операцией оппозиционные группировки проводили совместное планирование, и турецкие военные были в курсе этого.
Один из американских чиновников на условиях анонимности сказал агентству, что, хотя Вашингтону было известно об общей поддержке Турцией повстанцев, он не был проинформирован о том, что Турция одобрила наступление оппозиции на Алеппо.
Отвечая на вопросы о том, насколько Турция была осведомлена о подготовке к боевым действиям, анонимный турецкий чиновник сказал Reuters, что повстанцы «не получают от нас приказов или указаний (и) не координируют свои операции с нами». Он уточнил, что «в этом смысле» было бы неправильно говорить о том, что операция в Алеппо была проведена с одобрения Турции.
Министр иностранных дел Турции Хакан Фидан, выступая в Дохе в воскресенье, сказал, что попытки Эрдогана в последние месяцы наладить контакт с Асадом не увенчались успехом и Турция «знала, что что-то должно произойти». При этом заместитель министра иностранных дел Турции Нух Йылмаз заявил в субботу на конференции в Бахрейне, что Анкара не стояла за наступлением и не давала своего согласия на это.
Тем не менее, именно Турция выглядит главным внешним победителем, сказал Бирол Баскан, политолог из Турции и бывший внештатный научный сотрудник Института Ближнего Востока. «Эрдоган оказался на правильной — или, по крайней мере, выигрышной — стороне истории, поскольку его союзники в Сирии одержали победу», — полагает Баскан.
За прошедшие полгода Владимир Путин созванивался с президентом Турции как минимум 4 раза, лично встречался с Эрдоганом дважды, а также проводил встречу с министром иностранных дел Турции. Путин называл Эрдогана «дорогим другом», в том числе во время встречи в Сочи в августе 2022 года.
Телеканал CNN Turk в воскресенье сообщил, что Россия обратилась к Турции за помощью в безопасном выводе российских войск с территории Сирии. Как сообщает CNN, речь, вероятно, идет об эвакуации военного контингента со всех позиций, кроме баз в Тартусе, Денизе и Хмеймиме. Вероятно, российские военные будут отправлены в регион, находящийся под контролем Вооруженных сил Турции, а затем переправлены в Россию по воздуху, полагает телеканал.