История казахстанской нефтепереработки начиналась с Атырауского нефтеперерабатывающего завода (АНПЗ), который в 2025 году будет отмечать свой 80-летний юбилей. Это путь не только одного предприятия, но и целых поколений людей, которые поднимали и развивали завод. Его история не стоит на месте, и сегодня АНПЗ является одним из ведущих предприятий в нефтегазовой отрасли Республики Казахстан.
О перспективах и новых проектах рассказывает заместитель генерального директора по инвестиционным проектам АНПЗ Наиль ХАКИМОВ.
– Наиль Назимович, нашей редакции известно, что на Атырауском НПЗ осуществляется ряд проектов развития стратегически важного предприятия. Расскажите, какие это проекты.
– Да, основные проекты, которые мы сейчас реализуем, касаются повышения эффективности производства и перехода на трехлетний межремонтный период. Проект повышения эффективности содержит в себе целых восемь подпроектов. Он был инициирован в прошлом году, и его основные цели – увеличение выработки светлых нефтепродуктов и устранение так называемых узких мест на существующих установках, а также подготовка завода к приему «легкой» нефти.
– Можете подробнее рассказать о подпроектах? В чём смысл каждого?
– Самый первый подпроект касается «лёгкой» нефти, перерабатывая которую, мы сможем увеличить выход светлых нефтепродуктов, таких как автобензины, дизельное топливо, реактивное топливо, сжиженный газ. Резервуары, в которых будет храниться она и полученные из нее нефтепродукты, мы оснастим понтонами, способными снизить унос углеводородов при «дыхании» ёмкостей, уменьшив тем самым неблагоприятное воздействие на окружающую среду и потерю нефтепродукта от испарения. Второй подпроект – строительство блока компримирования на линии отходящих газов с установок ЭЛОУ-АТ-2, ЭЛОУ-АВТ-3, УЗК. Наличие этого блока позволит дополнительно производить сжиженный углеводородный газ, снизить выброс загрязняющих веществ в атмосферу – за счет наличия очистки отходящего и сжиженного газа на установке каталитического крекинга, а также можно будет использовать существующее оборудование на установке без строительства дополнительных установок.
Третий подпроект – Модернизация установки каталитического риформинга (ЛГ-35-11/300-95), которая даст возможность дополнительного производства автобензинов.
Расширение компрессорной станции по водороду на технологической установке PrimeD – это четвертый подпроект. Благодаря ему мы сможем увеличить производство дизельного, реактивного, зимнего дизельного топлива путем исключения выработки менее ценного продукта – печного топлива.
Основной целью пятого подпроекта – Строительство блока коксовых камер на установке замедленного коксования – является замена физически изношенного оборудования для обеспечения надежности работы установки замедленного коксования. Реализация этого подпроекта позволит снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, тем самым выполнить требования экологического законодательства и значительно сократить распространение неприятных запахов со стороны завода.
Шестой подпроект – Модернизация ЭЛОУ АТ-2 – направлен на приготовление деасфальтизата – сырья для установки каталитического крекинга, с помощью которого возможно увеличить выход светлых нефтепродуктов на этой установке и снизить потребление катализатора.
– Выход конкретно каких продуктов позволит увеличить модернизация ЭЛОУ АТ-2?
– Если этот план будет реализован, то завод сможет повысить выпуск бензина, дизельного топлива и сжиженного углеводородного газа.
Седьмой подпроект – Строительство новой насосной станции для полного налива на действующей автоматизированной установке тактового налива (далее – АУТН). За счет расшития «узкого горлышка» насосной станции мы увеличим отгрузку светлых нефтепродуктов через АУТН. И заключительный подпроект – это строительство инфраструктуры для слива прямогонной нафты и керосино-газойлевой фракции (далее – КГФ). Основной целью подпроекта является возможность дополнительной переработки прямогонной нафты и КГФ на установках гидроочистки бензина и дизеля с максимизацией выпуска автобензинов, ДТ, авиакеросина, параксилола и бензола. Подпроект позволит увеличить выпуск бензина, бензола, параксилола и дизельного топлива.
– А в какие сроки ожидается реализовать эти масштабные мероприятия?
– В настоящее время мы уже приступили к реализации проекта повышения эффективности. В 2023 году были начаты технико-экономические и проектно-изыскательские работы, до конца этого года мы должны их завершить. По плану весь проект мы должны закончить до 2027 года.
– А в чем заключается суть перехода завода на трехлетний межремонтный период? То есть теперь на АНПЗ не будет ежегодных планово-профилактических работ?
– Да, совершенно верно. Это позволит перерабатывать больший объем нефти за счет безостановочной работы завода в течение трёх лет, что, в свою очередь, поможет производить больше светлых нефтепродуктов.
– Можете примерно в цифрах показать, как изменятся целевые показатели завода при реализации двух проектов?
– Предварительно прогнозируется, что выход светлых нефтепродуктов увеличится с 67% до 77%; авиатопливо – с 130 тыс. тонн до 350 тыс. тонн; бензол, параксилол – с 200 тыс. тонн до 600 тыс. тонн; дизельное топливо – с 1,6 до 1,9 млн тонн; объем переработки нефти – с 5 500 тыс. тонн/год до 5 900 тыс. тонн/год.
– Наиль Назимович, благодарю Вас за беседу.
Справочно
Атырауский нефтеперерабатывающий завод (ТОО «АНПЗ») – один из трёх ведущих нефтеперерабатывающих заводов Казахстана. Введён в эксплуатацию в 1945 году. Владельцем нефтеперерабатывающего завода является АО «НК «КазМунайГаз» (99%).
Проектная мощность переработки составляет 5,5 млн тонн в год, глубина переработки – до 86,4%, доля светлых нефтепродуктов – 67%.
Предприятие выпускает свыше 20 (с учетом маркировок) наименований товарных нефтепродуктов: газы углеводородные, сжиженные, топливные; автомобильное и дизельное топливо экологических классов К4 и К5, топливо для реактивных двигателей, вакуумный газойль, печное топливо, мазут, коксы нефтяные, сера техническая и т. д.
АНПЗ единственный в Казахстане производит нефтехимическую продукцию – бензол и параксилол и на сегодняшний день является самым современным и технологически развитым НПЗ в РК.
Рахим КОЙЛЫБАЕВ