На штраф в размере 13 тысяч тенге совершенно неожиданно для себя нарвались несколько десятков таксистов в результате совместного рейда транспортной инспекции и дорожной полиции.
ВСЕМ - В КОМПАНИЮ
Шофера, перефразируя известный анекдот, буквально ехали и никого не трогали, тут – бац и штраф в 8 МРП (1 МРП – 1 618 тенге). Мужики кипели: патент есть, налоги платим, чего ещё надо?!
Договор с местным исполнительным органом, а конкретней – с отделом жилищно-коммунального хозяйства, – отвечали им. Оказывается, еще год назад вступило в силу постановление, обязывающее таксистов заключать договора с местными исполнительными органами. Но тут закавыка – ЖКХ с отдельными лицами этого делать не собирается:
– Мы имеем договора с 7 диспетчерскими компаниями, куда вступают разрозненные перевозчики, – говорит главный специалист сектора транспорта энергетики и связи городского отдела ЖКХ Куантай КАЛМАН. – И чтобы получить договор, отдельные таксисты обязаны иметь контракт о найме с диспетчерской компанией, а уже она сама уладит для своих сотрудников все формальности. Напрямую с физлицами мы не работаем.
– То есть если индивидуальный предприниматель не желает иметь дела с нанимателем в лице диспетчерской компании, то он – нелегал, даже несмотря на имеющийся на руках патент?
– Патент – это разрешение на вид деятельности, а не на саму деятельность, – вступил с пояснением начальник автомобильного отдела межрегиональной инспекции транспортного контроля по Атырауской и Мангистауской областям «Каспий» Ниязбек МУКАШЕВ, один из организаторов встречи с представителями диспетчерских компаний и непосредственный инициатор рейда со штрафованием «нелегалов». – Не имея на руках договора с ЖКХ, все эти люди являются нарушителями.
ОБРЕЧЁННЫЕ НА ШТРАФ
Судя по всему, это постановление – попытка как-то организовать и систематизировать армию «бомбил». Смущает, что таким образом индивидуальные предприниматели просто-таки принуждаются к коллективному труду. То есть их буквально загоняют под крыло нанимателя. Словом, ущемление прав одиночек налицо. Но транспортники настаивают – это постановление создано не корысти ради, а только пользы для:
– Соглашусь, в законе есть огрехи, – говорит начальник коммуникационного отдела инспекции транспортного контроля Зулхарнай МУКАШ, – но мы не авторы, а исполнители, и обязаны следить за соблюдением. К тому же очевидно, что предназначено это постановление в первую очередь для создания более безопасных и комфортных условий перевозки пассажиров. Учтите, что диспетчерские компании исполняют ряд очень важных требований – смена согласно Трудовому Кодексу РК не более восьми часов, обязательный медосмотр перед выходом на линию (алкотест, измерение давления), опрятный вид водителя и автомашины, спецоформление машин…
– Про таксометры сказать не забудьте!– кричат с места представители диспетчерских компаний.
– Да, машины должны быть оснащены опломбированными таксометрами, и мы будем штрафовать за их отсутствие, – твёрдо добавляет Мукашев.
– А где эти таксометры взять, если в казахстанском реестре утверждённых измерительных приборов их попросту нет, не производятся у нас, а российские ставить нельзя?!
Транспортники снова сослались на несовершенства закона и замяли эту тему.
ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ
Договор – не единственное условие для желающих легально зарабатывать на жизнь перевозкой пассажиров. Постановление ставит ряд требований как к самому транспорту, так и к его внешнему виду. Цитирую: «Для осуществления перевозки на такси применяются легковые автомобили как минимум с четырьмя дверцами. Запрещается применение для перевозки на такси автомобильных средств со специальным управлением, в том числе исключительно с ручным управлением, и автомобилей с правым рулем».
Поводом для наложения штрафных санкций могут стать отсутствие различительных знаков – «шашечек», а также жёлто-чёрной наклейки заданных параметров: высотой 30 и длиной 100 сантиметров и с буквой «Т» повсюду. С буквой всё ясно, но вот с размерами боковой наклейки авторы опять попали впросак:
– Этот стандарт выдерживают далеко не все автомашины, слишком велика полоска как в длину, так и в длину, – негодует одна из представительниц диспетчеров. – С этим вопросом мы добрались онлайн уже до министра транспорта и перевозок, он обещал внести поправки.
ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТОВ
В обмен на «вольницу» бывшие бомбилы получат договор с диспетчерской компанией на аренду транспорта с водителем. Бензин, обслуживание автомашины, ремонт – всё за собственный счёт. Диспетчер предоставляет заказы и арендную рацию. Его прибыль формируется за счёт этой самой арендной платы за средство связи (1 000-1 500 тенге за смену) или за счёт установленной процентной ставки – 15% с каждого заказа.
– Сколько в среднем зарабатывают ваши таксисты?
– Зависит от многих факторов, но обычно сумма в районе 6 000 тенге за смену, – говорит представитель одной из диспетчерских компаний.
Сейчас «общий гараж» этих семи компаний составляет не более 140 машин, но в городе, как уверяли присутствовавшие на этой встрече диспетчеры, ещё примерно восемь компаний, которые прекрасно себя чувствуют на рынке без договора с ЖКХ (как – ещё один оставшийся без ответа вопрос к транспортникам). Но в любом случае эта цифра несравнима с количеством нелегалов (как теперь оказалось), зарегистрированных в Налоговом комитете – патент имеют на руках более 3 тысяч владельцев автомашин. Сколько людей таксует, не утруждая себя оформлением патента, сказать затруднились и сами транспортники. Невозможно поймать таких с поличным – они всегда везут «родственников и друзей» совершенно бескорыстно, а «шашечки» на их машинах просто украшение. Такие, получается, в более выигрышном положении, чем тот, кто честно зарабатывает с патентом и платит налоги, и всё равно оказался нарушителем закона.
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА
Фото Каната ЕЛЕУОВА