«В рамках проекта расширения Шымкентского НПЗ предусмотреть вариант конфигурации по нефтехимическому направлению. ТЭО (технико-экономическое обоснование – Курсив) – 2024-2026 годы», — говорится в опубликованной министерством энергетики дорожной карте по развитию нефтегазохимической промышленности на 2024-2030 годы, имеющейся в распоряжении «Курсива».
В качестве ответственных за исполнение этого пункта карты указано министерство энергетики, АО «КазМунайГаз» («дочка» «Самрук-Казыны») и ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс» (ПКОП, конечными владельцами которой является «КазМунайГаз» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC). Дорожную карту утвердил первый вице-премьер Роман Скляр.
Правительство Казахстана планирует развивать нефтегазохимические проекты, которые позволяют выпускать продукцию с добавленной стоимостью. Вместе с тем, в рамках этих проектов такие продукты как сжиженный нефтяной газ, который в республике используется как автомобильное топливо, будет использоваться как сырье для нефтегазохимии. Потенциально это может привести к увеличению дефицита автогаза, который стал популярен у автомобилистов не только на западе страны, но и в других регионах. В связи с этим министерство энергетики изыскивает пути наращивания в Казахстане производства сжиженного газа.
В связи с постепенным ростом потребления горюче-смазочных материалов (ГСМ) в Казахстане правительство неоднократно рассматривало возможность строительства четвертого крупного НПЗ в стране. Вместе с тем в итоге Кабмин принял решение увеличить мощность Шымкентского НПЗ с 6 млн тонн до 12 млн тонн (первоначально рассматривалась возможность роста мощности до 9-12 млн тонн). Первоначально увеличить мощность Шымкентского НПЗ планировалось к 2029 году, однако позднее сроки запуска проекта отсрочили до 2030 года. По предварительным расчетам, в результате реализации проекта производство автобензинов на НПЗ возрастет на 700 тыс. тонн, авиатоплива – на 700 тыс. тонн, дизтоплива – на 3,9 млн тонн.