Десятки индерцев провели акцию протеста на трассе Атырау-Индер. Разгневанная общественность раскритиковала работу подрядчика, занимающегося ремонтом дороги, и выразила неодобрение бездействию местного акимата.
Перед разговором с корреспондентом "АЖ" протестующие продемонстрировали видеозаписи, где их автомобили в пыли и грязи застревают в выбоинах дороги. Как говорят водители, многие авто из-за этого в данный момент не на ходу.
Напомним, два месяца назад начались средние ремонтные работы на участке 117-167 км автодороги Атырау - Индер областного значения. По итогам конкурса ТОО "ТеміржолҚұрылысАтырау" выиграло конкурс на проведение ремонта, который был оценен на сумму 5 млрд 666 млн 335 тыс. тенге.
9 сентября в интервью "АЖ" заказчик - начальник областного управления пассажирского транспорта и автодорог Алибек МУХАНБЕТАЛИЕВ сообщил, что строительство дороги в процессе и оно должно завершиться к концу года.
На 167-117 км автодороги регионального значения Атырау - Индер (между поселками Индер и Акжайык) стоят таблички с информацией о закрытии пути с 15 мая по 31 декабря. Однако этой дорогой водители все равно пользуются.
Как известно, вдоль этой трассы в поселках Кызылжар и Актан, а также селах Бодене, Жарсуат и Курылыс проживают тысячи людей. Выбора у них нет – только эта убитая трасса.
- В прошлом году мы обрадовались, когда аким района сказал, что дорогу отремонтируют. Даже водители КамАЗов объединились: собрали деньги и самостоятельно проложили асфальт на некоторых участках. Но это тоже не то, здесь часто происходят дорожно-транспортные происшествия - много людей пострадало. Нас не устраивает работа нынешней организации. Сами посмотрите - время 10 утра, а рабочих нет. Пусть делают свою работу или меняют подрядчика, нам нужна такая организация, которая делает качественную и системную работу. Мы собрались здесь, чтобы нас услышали, давайте работать быстрее, - говорит житель села Бодене пенсионер Байжан ШИНГАЛИЕВ.
- Прошло два месяца с начала ремонта дороги. С тех пор положено всего два километра асфальта. А согласно проекту, необходимо отремонтировать 50 км дороги. На 25 км дороги убрано асфальтовое покрытие. Несмотря на ограничения, груженые КамАЗы и фуры день и ночь движутся по этой неровной дороге. В результате дорога испорчена еще до сдачи в эксплуатацию. Остановить это некому, подрядчик тоже это сделать не в силах. О каком тогда качестве в будущем может идти речь? Мы жаловались в областные и районные акиматы, но никаких мер не предпринято. Из-за этих неудобств цены на такси между поселком и районом стали дороже. Раньше они составляли 600 тенге на человека, а сейчас стоят до 800-1000 тенге. Таксистов тоже можно понять: на такой дороге машины ломаются, вязнут в грязи, и сам путь занимает теперь больше времени и, соответственно, больше бензина. В итоге страдают жители села, - говорит житель села Жарсуат Байгали УТЕМАНОВ.
Когда дорога закрывалась, таксисты из Жарсуата сообщили: "Даже после приезда заместитель акима области К. Нуртаева ситуация не изменилась. Машины ездят окольным путем. Обещание открыть одну сторону асфальтированной дороги не были выполнены. Грузовые автомобили не были заблокированы".
- Мы хотим быть услышанными. Смотрите, сейчас пыль столбом, а дождь пройдет и все это превратится в болото. Наступят холода и все это станет непролазными колдобинами, на которых останутся наши бамперы. А как быть больным, как быть людям, которым нужно выезжать на работу каждый день? - говорит парень по имени Айторе.
Алпысбай АЙТКАЛИЕВ, частный предприниматель, который занимается пассажирскими перевозками, удивлен, почему не останавливают большегрузные машины и почему власти беспомощны в этом вопросе.
Вскоре на собрании появилось и руководство подрядчика. Главный механик ТОО «ТеміржолҚұрылысАтырау» Сериккали АКАНУЛЫ вышел к собравшимся и его тут же закидали вопросами.
«Когда у вас начинается рабочий день? Почему сейчас не работаете? Почему не кладете асфальт?»
«Рабочий день начинается в 9 часов утра. Дорожные работы сейчас ведутся, но асфальтовый завод сегодня сломался, и мы не можем привезти асфальт...», - отвечал он.
Корреспонденту "АЖ" удалось задать несколько вопросов приехавшему на собрание начальнику отдела областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Нуржау МАРАТОВУ.
- Работы ведутся, согласно договору ремонт начался в мае 2024 года и завершится в 2025 году. В этом году на укладку 25 км асфальта выделен 1 млрд тенге. На сегодняшний день завершено 1,8 км дорожных работ. В следующем году, когда потеплеет, работы продолжатся. Подрядчик не прекратит работу до холодов, ее остановят только при -5 градусах, - ответил он. - В связи с средним ремонтом автодороги Атырау - Индер объезд не рассматривается, так как есть альтернативная дорога. Да, она далеко: это республиканская трасса Атырау - Уральск на другом берегу реки Урал. Посредством этой дороги добраться до района можно, переехав мост со стороны Махамбета.
...Мы работаем в рамках закона, однако подрядчик сделал объезд. К слову, для устранения пыли воду там разбрызгивают.
Мы подсчитали, что расстояние между центром района - селом Индербор и Бодене составляет 17 км. Для того, чтобы добраться до района через мост Махамбет по республиканской автодороге Атырау - Уральск, придется преодолеть все 400 км.
В конце двухчасовой акции протеста собравшиеся заявили, что сами перекроют дорогу Атырау - Индер, если их требования не будут выполнены в течение недели.
Ляззат КАРАЖАНОВА
Фото и видео автора