В сложную жизненную ситуацию попал 76-летний житель Атырауской области, воплощая свою мечту – написание книги о своих депортированных родственниках.
Пенсионер Владимир Дмитриевич СТАМОВ нарушил закон Казахстана, получив российский паспорт и не отдав казахстанский в нужный период времени.
- В 2018 я начал делать российское гражданство, и оно мне нужно было исключительно для дела – для получения сведений и исторических фактов из архивов МВД, КГБ и ФСКН России о моей семье. Еще будучи ребенком, я вместе со своими родителями был депортирован, поэтому история, которая легла в основу моей книги, для меня важна и интересна для моих потомков.
К большому моему сожалению, мне как гражданину Казахстана эту информацию бы не предоставили. Такие сведения мог получить только россиянин. В течение двух лет я получал гражданство России. В паспорте россиянина не было сведений ни о прописке, ни о фактическом месте жительства. Для меня он, по сути, был просто пропуском в архивы.
В течение четырех лет после получения красного паспорта я восемь раз пересекал границу. Моя ошибка заключалась в том, что я не сдал казахстанский паспорт в течение 30 дней. Я не знал, что его нужно сдать, и никто мне об этом не сказал. Я благополучно пересекал границу, показывая на казахстанской границе синий паспорт, а на российской – красный.
По рассказу В. Стамова, 10 июня на пограничном контроле «Курмангазы» в очередной его визит в соседнее государство казахстанские пограничники заинтересовались отсутствием штампа о пересечении границы. Когда он попытался объяснить ситуацию с получением гражданства и показал два паспорта, пограничники изъяли у него казахстанский документ. Стамова посадили в тюрьму, а на следующий день состоялся суд.
Согласно решению суда, Владимира Дмитриевича признали виновным по части 2 статьи 496 КоАП («Нарушение законодательства Республики Казахстан о гражданстве») и назначили ему административный штраф в размере 516 тысяч 880 тенге.
Изъятый паспорт гражданина республики Казахстан был передан в отделение миграционной службы Курмангазинского РОП, где он был уничтожен.
- После этого я вернулся домой. По происшествии 90 дней меня уведомили, что через 10 дней меня депортируют в Россию, если я не оформлю вид на жительство в Казахстане, так как я теперь невольно стал гражданином России.
На днях В. Стамов съездил в российское посольство, для того чтобы отказаться от гражданства. Но выяснилось, что все не так просто.
- Чтобы это сделать, нужно оформить иностранный паспорт гражданина России. Тот, что у меня сейчас – для внутреннего пользования. Все это я сделал, теперь жду этот документ, чтобы от него отказаться. В миграционной полиции мне посоветовали сначала оформить вид на жительство, а потом уже через два года и гражданство Казахстана. Я потратил на все это уже почти полтора миллиона тенге и при этом лишился доступа к банковским счетам, мне отключили ЭЦП, забрали казахстанское удостоверение личности и перестали платить пенсию. Я даже не смог нанять здесь адвоката и мне пришлось снова ехать в Россию для этой цели. Мне важно остаться гражданином Казахстана по нескольким причинам. Во-первых, оформляя гражданство заново, я буду получать минимальную пенсию, и все мои заслуги и 50-летний стаж вроде как обнуляются. Между тем, я всю жизнь работал на благо Казахстана: у меня 30 лет стажа общественных работ, я дважды избирался депутатом городского совета, дважды областного совета, десять лет являлся членом Ассамблеи народа Казахстана в должности председателя болгарского центра.
…Когда я получу гражданство, как и на что мне жить? Голодать? Зачем так издеваться над стариком? Почему закон так суров? Ведь я всю жизнь работал на благо своей страны, так почему она сейчас от меня отказывается? Неужели недостаточно того, что я заплатил штраф? Я не согласен с тем, как со мной поступают за ту провинность, которую я совершил по незнанию.
В данный момент гражданин Стамов воспользовался правом подать апелляцию на постановление суда.
Тем временем, в Казахстане закон действительно суров: человек не может быть одновременно гражданином нашей страны и другого государства. «Но он должен иметь поправки, касающиеся таких случаев, как мой», - резюмировал В. Стамов.
Анастасия ШЕРСТЯНКИНА
Фото автора