Отец шестерых детей, консультант по трудовым отношениям на месторождении компании ТШО Асет АЖЕНОВ проиграл дело в суде по факту его увольнения по причине «отсутствия на работе более трех часов» и «ухода с работы без уважительной причины».
Предыстория
В тот день, год назад, А. Аженову пришлось покинуть рабочее место по причине резкого ухудшения самочувствия дочери. Предупредив коллегу об отлучке, он экстренно полетел с дочерью в Актобе на прием к нефрологу. После 7-часового отсутствия мужчина узнал, что уволен.
«У дочери случился приступ»
27 мая прошлого года, когда Асет был на вахте, жена сообщила по мобильному телефону, что у пятилетней дочери случился припадок и она находится в тяжелом состоянии. Также она сказала, что девочку нужно доставить в больницу Актобе как можно скорее. Дочь Асета лечилась у врачей-нефрологов в Актобе, поскольку в Атырау таких специалистов нет.
«Когда я услышал про состояние дочери, у меня сердце защемило, не мог найти себе места, и мне пришлось уйти с работы без разрешения. Когда уходил, я устно предупредил своего коллегу, который сидел рядом со мной».
Асет – многодетный отец. Он воспитывает пять дочерей и сына. А вообще в семье десять человек: он с женой, шестеро детей и пожилые родители. Больная пятилетняя дочь – инвалид, пятый ребенок в семье. Когда малышке исполнилось всего 11 месяцев, врачи поставили сразу несколько диагнозов: «ренальный тубулярный ацидоз, фосфат-диабет, синдром Фанкони, калиурия, кальциурия».
По словам Асета, кроме судорог у дочери проблемы с ростом, искривление костей ног, есть большой риск перелома. Врачи заявили, что болезнь его дочери – серьезное и неизлечимое заболевание.
Аженов пояснил, что на следующий день, 28 мая, у его снохи были поминки, и ему пришлось задержаться, так как была необходима его помощь.
Суровое наказание
В компанию ТШО А. Аженов устроился в 2011 году, после занимал различные должности.
«За более чем десять лет работы я ни разу не получил ни одной жалобы или дисциплинарного взыскания, не получил ни одного предупреждения и не написал ни одной объяснительной, - говорит Аженов. - Я считаю, что неправильно сразу увольнять человека, который ни разу не получил предупреждения. Я бы понял, если бы меня заметили и предупреждали раньше. По крайней мере, было бы справедливо, если бы применили наказание «последнее предупреждение».
По факту А. Аженов отсутствовал на работе 27 мая прошлого года с 16:30 до 18:00 и на следующий день, 28 мая, с 8:00 до 14:00, всего 7,5 часа.
В приказе от 9 июня о расторжении трудового договора указано, что «в соответствии со статьей 49 п. 3 и статьей 52 п. 1 пп. 8 Трудового кодекса РК отсутствие работника на рабочем месте в течение трех и более часов за рабочий день (рабочей смены) без уважительных причин является основанием для расторжения трудового договора».
Суд не принял доводы
А. Аженов был не согласен с таким исходом дела и подал в суд. В своем заявлении Аженов просил суд признать незаконным приказ о расторжении трудового договора с ТОО «Тенгизшевройл», восстановить его на работе и взыскать среднюю зарплату за время его отсутствия на работе.
Решение Атырауского городского суда было вынесено 24 октября 2023 года. Областной суд, рассматривавший дело по апелляционной жалобе от 14 февраля 2024 года, оставил решение городского суда без изменения.
По кассационной жалобе 9 июня Верховный суд постановил отказать в пересмотре решений городского и областного судов. Асет жалуется, что суд не принял во внимание доводы о том, что у него «были веские основания уйти с работы». Причина отсутствия на работе подтверждена документами.
«Но документы даже не были приняты во внимание, - говорит он, - также как и заключение государственного инспектора труда Атырауской области Кемеля ИМАНГАЛИЕВА, специально вызванного в суд в качестве эксперта. Я самовольно ушел с работы на 7,5 часа, когда мой ребенок был серьезно болен и стоял вопрос о его жизни и смерти. Мне пришлось срочно доставить дочь из Кульсары в Актобе. Областная государственная инспекция труда в своем заключении признала мой случай «уважительным». Однако суды Атырау не учли этого и вынесли несправедливое решение».
В ходе судебного разбирательства судья пригласил государственного инспектора труда Атырауский областной инспекции. Изучив материалы дела, госинспектор пришел к выводу, что доказательством уважительной причины отсутствия Аженова на работе являются медицинские справки и листок нетрудоспособности дочери. Смерть близкого человека, из-за которой он отсутствовал 28 числа, также является уважительной причиной. Инспектор признал необходимым отменить приказ о расторжении трудового договора.
Кемель Имангалиев в беседе с корреспондентом «АЖ» подтвердил свое заключение: «Компания ТШО уволила А. Аженова за то, что он отсутствовал на рабочем месте более трех часов. Но я сделал вывод, что эти обстоятельства следует признать уважительной причиной».
В своем заключении он указал, что Аженов за годы работы в ТШО не понес никакого дисциплинарного наказания, и выразил мнение, что работодатель применил самое строгое наказание из всех существующих.
Согласно пункту 1 статьи 64 Трудового кодекса РК («Дисциплинарные взыскания») «за совершение работником дисциплинарного проступка работодатель или первый руководитель национального управляющего холдинга в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, вправе применить следующие виды дисциплинарных взысканий: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор».
Кроме того, он отметил, что за время отсутствия Аженова на работе на вверенном ему производстве не произошло ни одного несчастного случая.
Однако он заявил, что Трудовой кодекс не предусматривает уважительную причину невыхода на работу, и что это был уход с работы по уважительной причине или нет - вправе определить лишь сам работодатель.
Аженов направил письмо в генеральную прокуратуру, администрацию президента, национальный центр по правам человека, уполномоченному по правам ребенка, сенат и мажилис парламента РК, чтобы привлечь внимание к его ситуации. Но это не помогло, и сейчас Асет ищет другую работу.
«Я рассылаю свое резюме в разные места, но пока никто не откликнулся», – говорит он.
Семья на грани выживания
Из-за отсутствия постоянного дохода семья держится за счет пенсий пожилых родителей и пособий на детей. Пособия по инвалидности, назначенного его дочери, не хватает на лечение. Деньги за проданный дом в Кульсары ушли на оплату ипотеки за квартиру в Актобе. Многодетный отец говорит, что семья буквально выживает, они не способны платить за ипотеку и погашать другие кредиты. Его кредитная история испорчена, и банки второго уровня готовят документы в суд за невыплату.
В пресс-службе компании ТШО корреспонденту «АЖ» дали короткий комментарий: «Согласно своей политике, «Тенгизшевройл» не комментирует решения суда и внутренние проблемы, связанные с кадровыми вопросами».
Справочно: компания «Тенгизшевройл» – крупнейшее нефтедобывающее предприятие Казахстана. Компания разрабатывает месторождение Тенгиз с 1993 года.
Айнур САПАРОВА