По информации Нацбанка, объемы выделенных трансфертов из Нацфонда в республиканский бюджет за первые 8 месяцев текущего года составил 3,45 трлн тенге, что составляет 96% от планового годового объема в 3,6 трлн тенге (2 трлн тенге гарантированный + 1,6 трлн тенге целевой), пишет Tengeonomika.
Таким образом, у правительства не остаётся другого выхода по финансированию дефицита бюджета, кроме как снова увеличить трансферты. Напомним, что налоговые поступления были исполнены лишь на 38,5% к годовому плану. Этого явно будет недостаточно, чтобы обойтись без трансфертов.
С другой стороны, правительство вероятно перешло к усиленному привлечению госдолга, что также вышло за пределы изначального плана на год.
Все это означает, что «жить по средствам», как требует президент Токаев, у бюджета не получается. Поскольку, фискальный импульс в текущем году продолжает сохраняться на том же уровне, что был и в 2023 г.
Нацбанк предупреждает, что денежная масса продолжает расти ускоренными темпами из-за кредитования (преимущественно населения) и фискального канала (увеличения трансфертов в бюджет).
Кстати, поучительно, что в период пандемии 2020-2021 гг. денежная масса росла быстрыми темпами, в том числе за счет печатного станка (Требования НБРК). То есть тогда правительство через Нацбанк финансировало свои госпрограммы (Экономика простых вещей, льготки и сама программа Нацбанка 7-20-25). Это было крайне плохим решением эмиссионного характера (печатания денег), что не только разгоняло инфляцию, но и сильно искажало трансмиссионный механизм воздействия базовой ставки.
Отчасти, устойчивая потребительская инфляция в нашей экономике сохраняется за счет фискального канала, который обеспечивается трансфертами.