Атырау, 26 ноября 08:40
 ясноВ Атырау +4
$ 498.51
€ 522.84
₽ 4.81

Приватизировать неэффективные государственные СМИ предлагают в Казахстане

1 037 просмотров

Иллюстративное фото.
Приватизировать неэффективные государственные СМИ предлагают в Казахстане, передает КазТАГ.

«Эксперты Astana Open Dialogue предлагают следующее: (…) Провести программу приватизации существующих государственных СМИ на центральном и региональном уровнях, оставив во владении государства только тематические СМИ или национальные информационные агентства и телеканалы АО РТРК «Казахстан», - говорится в бюллетене по итогам первого заседания Astana Open Dialogue (AOD).

Как отмечается в документе, с 2019 года с началом полномасштабных политических реформ роль СМИ в стране в формировании повестки и влиянии на общественное мнение стала весьма существенной.

«Вместе с тем стоит отметить, что в последние годы в медиа проводятся значительные изменения, идет развитие новых цифровых платформ. Это, в свою очередь, приводит к появлению квазимедиа в социальных сетях, YouТube-каналов, интернет-СМИ. С одной стороны, это повышает возможности для получения информации, а также конкуренцию среди СМИ. Все это ведет к качественному росту профессиональных стандартов, повышается роль и значение журналистов как личностей. Они становятся не просто посредниками в передаче информации, но и могут восприниматься в качестве инфлюенсеров, которые могут влиять и формировать общественное мнение. Вместе с тем имеющийся запрос на потребление качественного контента со стороны граждан должен сопровождаться условиями, которые могут позволить коммерциализировать и демонополизировать рынок СМИ, хотя в настоящее время количество рекламодателей традиционных СМИ все время сокращается», - сказано в бюллетене.

По мнению экспертов, данная мера позволит повысить их независимость, минимизировать риски появления олигархических СМИ, которые могут использоваться в качестве инструмента давления на политику государства.

«Зачастую конечные бенефициары СМИ, а также механизмы финансирования деятельности СМИ остаются закрытыми для широкой публики. По нашему мнению, в этом вопросе важно обеспечить повышение прозрачности. Другим риском для развития медиарынка является тот факт, что в основном на рынке имеет место доминирование новостных СМИ, реализующих событийную информационную повестку. При этом наблюдается переход авторов, которые занимаются написанием аналитических материалов в социальные сети или Telegram-каналы», - добавили разработчики документа.

По словам авторов, данная тенденция ведет к сужению поля развития аналитических и специализированных медиа, делает их нишевым продуктом, который не распространяется среди широкой аудитории.

«В итоге СМИ все больше теряют навык объяснять сложные вещи для большой аудитории, а та не может их уже воспринимать. При этом не ощущается серьезных попыток изменения данной ситуации. Более того, экспертами отмечается подход к созданию еще большего количества квазигосударственных медиаструктур, которые, имея прямое финансирование из госбюджета, не заинтересованы в коммерческом успехе собственных продуктов и обеспечении качества контента», - говорится в документе.

Отмечается, что при этом подобная тенденция прослеживается как на центральном, так и на местном уровнях.

«В этой связи можно констатировать, что так называемый государственный информационный заказ, составляющий значительную часть расходов в рамках информационной политики Республики Казахстан, используется недостаточно эффективно, не направлен на развитие отрасли, а наоборот, ведет к его стагнации и выхолащиванию. Широкой практикой стало использование данных бюджетов со стороны квазигосударственных структур для установки запрета на освещение негатива в СМИ, в итоге многие проблемные вопросы, резонансные темы не имеют широкого обсуждения, не попадают в поле зрения властей и могут привести к созданию очагов напряжения в обществе», - предупреждают эксперты.

Они обращают внимание на то, что крайне немногочисленные аналитические СМИ, по сути, не имеют сильной поддержки со стороны государства или других заинтересованных сторон, при этом очевидно, что поддерживать данные СМИ необходимо через инструменты грантового финансирования.

«Отметим, что аналитические СМИ и авторы используют грантовые средства зарубежных фондов и частных владельцев, в итоге государство оказывается не способным формировать собственную аналитическую медийную повестку, не имеет возможности аналитического освещения принимаемых политических решений либо сталкивается с негативной оценкой принимаемых решений со стороны аналитиков», - сказано в документе.

Эксперты Astana Open Dialogue отмечают, что новые попытки регулирования медиарынка должны быть направлены в первую очередь на усиление независимости журналистов и обеспечение защиты их прав и свобод.

«При этом в правовых актах, которые разрабатываются ответственными лицами уполномоченного органа, фокус внимания в большей степени смещен на регулирование деятельности СМИ без должного анализа эффекта принимаемых решений на рынок. Например, сужается возможность рекламного размещения для целого ряда отраслей экономики, что создает риски сокращения рекламной доли в бюджете СМИ и может сказаться на его развитии в плане создания собственного уникального медиапродукта», - поясняют эксперты.

Помимо программы приватизации госСМИ эксперты AOD предлагают:

- Реализовать комплекс правовых и иных мер, направленных на защиту прав, интересов, здоровья и жизни казахстанских журналистов от рисков, связанных с их профессиональной деятельностью, в том числе через создание специализированных страховых продуктов, стимулирование профсоюзной кооперации и так далее;

- Актуализировать гайды по информационной, разъяснительной и координационной работе правительства и иных организаций в условиях кризисных и чрезвычайных ситуаций для недопущения разрывов в коммуникациях с обществом и другими стейкхолдерами, а также распространения фейков и искаженной информации;

- Предоставить возможность представителям СМИ самостоятельно разрабатывать правила получения и темы грантовой поддержки со стороны государства, подразумевая взаимодействие с гражданским финансовым оператором;

- Провести работу по обобщению опыта современной журналистики и информационной работы в целях формирования отраслевых казахстанских редакционных и этических стандартов;

- Стимулировать правительство и заинтересованные структуры к оказанию поддержки официальным медиа в обеспечении кибербезопасности на условиях и в форматах, не допускающих оказания давления на медиа в той или иной форме;

- Создать стимулы к раскрытию бенефициаров и собственников медиаактивов, специализирующихся на тех или иных форматах донесения информации до аудитории;

- Обеспечить сохранность и оцифровку медиаархивов государственных и частных изданий и редакций для формирования основы института репутации в казахстанском обществе;

- Значительно пересмотреть объем и направления распределения государственного информационного заказа, ускорить внедрение грантового способа финансирования на базе полной общественной подотчетности;

- Разделить внутри государственного информационного заказа функции подготовки контента и размещения контента, заказывая контент непосредственно у авторов и размещая его в СМИ и в социальных сетях;

- Ввести практику контроля за попытками вмешательства государственных служащих и иных представителей власти в редакционную и информационную политику СМИ, разработав специализированный механизм для жалоб со стороны СМИ, а также наказания лиц, допустивших такие нарушения.

2 сентября, 16:49

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.