«Показателем добросовестной работы районных и городских судов будет отсутствие отмен и изменений решений, для областных инстанций критерий прямо противоположный», – сказал в начале этого года председатель Верховного суда Бектас БЕКНАЗАРОВ. Ситуация, о которой пойдёт речь, не добавляет баллов ни городскому, ни областному суду.
От имени группы медработников ТОО «МонтажСпецСтройКызмет» в редакцию обратилась старший врач Гульнар СУНДЕТОВА:
– С 10 января по 1 ноября 2010 года мы оказывали медуслуги на Карабатане. На работу нас наняла Атырауская железнодорожная больница, у которой был контракт с ТОО «МонтажСпецСтройКызмет» на оказание медицинских услуг. Всего нас 14 человек, у всех был индивидуальный трудовой договор, заключённый с ж.-д. больницей. Но потом мы получили общую лицензию и могли уже самостоятельно оказывать медуслуги Карабатану. Поэтому мы уволились из ж/д больницы по собственному желанию. Однако руководство больницы отказывалось выплатить нам расчётные. 8 из 14 медработников решили подать в суд.
Заявление от них в Атырауский горсуд поступило 3 мая 2011 года. Через полтора месяца суд первой инстанции вынес решение: «Атырауская ж.-д. больница является ненадлежащим ответчиком». Медработники решили опротестовать данное решение в областном апелляционном суде. Однако решение апелляционной коллегии от 23 августа 2011 года также было в пользу ответчика – оставить решение первой инстанции без изменения.
Уверенные в своей правоте медработники обратились в Верховный суд, и в январе 2012 года решением Верховного суда были отменены решение суда первой инстанции и областного апелляционного суда. Гражданское дело было направлено в Атырауский городской суд на новое рассмотрение в ином составе. Наконец, городской суд от 6 апреля 2012 года удовлетворил иск медработников. Апелляционную жалобу ответчика областной апелляционный суд оставил без изменения.
В итоге, помимо расчётных (около 700 тысяч тенге), пенсионных отчислений за последние три месяца, ответчик должен будет выплатить по 20 тысяч тенге каждому медработнику в качестве моральной компенсации, возместить услуги адвоката – 80 тысяч тенге, перелёт в Астану в Верховный суд – 30 тысяч тенге и госпошлину – 24 тысячи тенге.
– Нам было обидно, что в таком очевидном вопросе мы не можем добиться справедливости, – говорит Г. Сундетова. – Поэтому решили идти до конца. В управлении соцзащиты нам сказали, что спор у нас возник на пустом месте, согласно ст. 101 и 110 ТК РК, работодатель обязан нам был выплатить компенсационные и отпускные не позднее 3 дней после увольнения. Надеюсь, наш пример будет уроком другим работодателям.
Заместитель директора филиала АО «Железнодорожные госпитали медицины катастроф – Атырауская железнодорожная больница» Серик ДОСЖАНОВ:
– Решение суда мы на руки ещё не получили, но намерены подать кассационную жалобу в Верховный суд. Мы никогда не были против выплаты расчётных. Однако в данном случае согласно договору между нами и «МонтажСпецСтройКызмет» заработную плату медработникам выплачивала данная компания, поэтому по логике компенсационные расчёты тоже должны производить они. У них есть все счета от нас и копии писем. Но пока не закончился судебный процесс, преждевременно что-либо говорить.
Комментарий адвоката Нурлана ЖОЛБОЛОВА:
– Истцы состояли в трудовых отношениях именно с АО «ЖГМК – Атырауская железнодорожная больница», следовательно последнее и является не только надлежащим ответчиком по делу, но и лицом, обязанным в соответствии с нормами действующего трудового законодательства произвести все причитающиеся выплаты. Более того, думаю, необходимо реализовать имеющуюся возможность привлечения к ответственности виновных лиц, допустивших грубое попрание законных прав работников. На мой взгляд, обжалование решений судов ответчиком в Верховный суд вряд ли изменит ситуацию в их пользу.
Сауле ТАСБУЛАТОВА