Судя по данным из отчётов Комитета правовой статистики и специальных учётов Генеральной прокуратуры (КПСиСУ ГП) РК, количество регистрируемых правонарушений, связанных с интернет-мошенничеством, за последние несколько лет выросло более чем в 40 раз. Если в 2018 году было зафиксировано чуть более 500 таких правонарушений, то по итогам 2023-го их число достигло уже 21,8 тыс. Появляются новые способы выуживания денег у казахстанцев, расширяется география таких преступлений, увеличивается ущерб. Правоохранительные органы, со своей стороны, направляют новые силы на борьбу с интернет-преступниками. Так, в МВД РК в прошлом году запустили пилотный проект CyberPol и открыли в каждом регионе его подразделения. Этим летом Национальный банк РК открыл Антифрод-центр, который призван блокировать платёжные транзакции с признаками финансового мошенничества.
Несмотря на усилия, которые прикладывают правоохранители для решения проблемы киберпреступности, беспокоиться есть о чём. Статистика КПСиСУ ГП свидетельствует: в большинстве случаев уголовное дело по факту интернет-мошенничества прекращается из-за «неустановления» виновного. В прошлом году доля уголовных дел, прекращённых по этой причине, составляла 79,2%, а за семь месяцев текущего года показатель уже достиг 56,3%.
С текущего года специалисты КПСиСУ ГП начали также публиковать данные и по структуре уголовных правонарушений, связанных с интернет-мошенничеством. Эта информация помогает понять, на какие уловки преступников чаще всего «клюют» доверчивые казахстанцы. Так, за январь–июль 2024 года 24,5% всех зарегистрированных уголовных правонарушений, связанных с интернет-мошенничеством, было зафиксировано по жалобам казахстанцев, купивших что-либо в интернете, но не получивших товар. Количество таких обращений составило около 3,2 тыс. Второе место с долей в 24,2% заняли заявления граждан о получении нарушителями доступа к их конфиденциальным данным через сайты, электронную почту или приложения для смартфонов. Кража персональной информации опасна с точки зрения возможного ущерба. Пользуясь персональными данными, правонарушители могут совершать противоправные действия в интернете от имени жертв или оформлять на них кредиты. Ещё одно преступление, которое тоже встречается довольно часто — в 15% случаев, — мошенничество путём оформления онлайн-займов.
Киберпреступники также устраивают фиктивные лотереи и викторины, взламывают аккаунты в соцсетях и рассылают знакомым жертвы просьбы одолжить денег, звонят от имени банков и просят срочно перевести все деньги со счетов на «резервный».
Ущерб, причинённый казахстанцам интернет-мошенниками, уже исчисляется миллиардами. По данным КПСиСУ ГП, за январь–июль текущего года сумма установленного ущерба составила 7,1 млрд тг. Из них 6,8 млрд тг пришлось на ущерб физлицам, 304,1 млн тг — на ущерб юрлицам. Общая сумма всего за семь месяцев уже превысила годовой показатель 2023-го. В прошлом году из-за случаев интернет-мошенничества казахстанцы потеряли 4,1 млрд тг.
Даже при условии раскрытия киберпреступлений самым сложным остаётся возврат денег потерпевшим. Например, за январь–июль текущего года сумма возмещённого ущерба составила 777,1 млн тг — лишь 11% от всего установленного ущерба. За 2023-й доля возврата похищенных средств была ненамного больше: 19,1%.
Международная компания NordLayer, специализирующаяся на кибербезопасности, провела исследование и составила рейтинг стран по глобальному индексу удалённой работы. При изучении условий, которые важны для дистанционного формата работы, в числе разных факторов эксперты исследовали и цифровую безопасность. Были изучены аспекты кибербезопасности 108 государств. Для каждого из них в зависимости от целостности цифровой инфраструктуры, возможности реагирования на угрозы, уровня развития законодательных норм, был рассчитан свой индекс кибербезопасности.
Из 108 стран Казахстан в прошлом году находился на 67-м месте по кибербезопасности. Индекс РК составил 0,552 (при максимальном 1). Этот показатель нельзя назвать высоким. В первую десятку рейтинга вошли в основном европейские страны с индексом выше 0,9. Их все объединяет более высокий уровень развития экономики. Наихудшими оказались результаты беднейших стран Африки: в пределах 0,1–0,05.