В мире логистики склады играют ключевую роль в обеспечении бесперебойной работы цепочек поставок. Однако, по мнению эксперта Марата Шибутова, недостаточное внимание к управлению складами может привести к серьезным сбоям в бизнесе. В своей статье для TuranTimes он анализирует, как недооценка этой важной составляющей влияет на экономику Казахстана.
"Каждый раз, когда у нас говорят об экспорте, в том числе экспорте нефти, о производстве нефтепродуктов, о ценах на продукты, о транспорте, у нас всегда упускают одну тему – это наличие складов. И это не удивительно, потому что публичная отчетность по складам появилась только в 2020 году, а до этого собранные данные не публиковались.
А ведь от складов зависит в экономике очень многое. Ведь склад позволяет регулировать производство и получать за продаваемый товар наилучшие условия, подстраиваясь под цены и спрос. А с этим у нас как раз проблемы – приведу простой пример.
Вот у нас выращивают яблоки, но их все практически продают осенью, сразу после сбора и по минимальной цене, потому что ведь урожай и потому у нас не хватает складов для овощей и фруктов. А чуть позже зимой и весной на нашем рынке господствуют польские и французские яблоки, которые доставляют из гигантских европейских складов, но уже по совсем другой цене. А мы потом спрашиваем, а почему у нас сельское хозяйство такое бедное?
Более того, в 2019 году у нас было 73,2 тыс. м2 складов для овощей и фруктов, а в 2023 году их количество сократилось до 45 тыс. м2. Это причем касается в принципе всех складов – у складов продовольственных товаров площадь поменялась с 2 859 тыс. м2 в 2010 году до 315 тыс. м2 в 2023 году, а у непродовольственных товаров с 6 068 тыс. м2 в 2019 году до 3 022 тыс. м2 в 2023 году. При этом и сами склады становятся все меньше и меньше в среднем по площади.
Единственное исключение из этой тенденции – это склады нефти и нефтепродуктов. Их емкость в 2010 году составила 551 тыс. тонн, а в 2023 году 1 624 тыс. тонн. Это хороший рост, но надо понимать, что это всего 2% от объема добываемой в стране нефти. То есть если будет мощная авария на трубопроводе, придется снижать добычу – сливать нефть будет некуда. Учитывая, насколько сейчас проблемная политическая обстановка – это стратегическое упущение.
А что в других странах? К примеру, в США общая площадь складов 1,393 млрд м2, что в сотни раз больше, чем у нас с нашими 0,003 млрд м2. Даже просто складов индивидуального хранения в США 210 млн м2 или 50 000 штук, что в 70 раз больше, чем у нас вообще складов. Даже в России один мультитемпературный терминал «Агротерминал» в Московской области, где хранят овощи и фрукты, имеет площадь 50 тыс. м2, то есть больше, чем у нас во всей стране.
А почему у нас говорят про логистику, про транспортный хаб, а складов практически нет? Потому что у нас огромные аппетиты у застройщиков в связке с акиматом. Ведь для склада класса «А» нужна большая площадь, близость шоссе и собственный железнодорожный тупик, устойчивые грунты, электричество и оптико-волоконные телекоммуникации, своя подстанция и котельная. И как правило, такие площади забирают себе застройщики под жилые комплексы. Они не хотят строить склады, потому что ими надо будет потом управлять и долго искать покупателя, а квартиры можно начать продавать уже на стадии котлована. Ну а акиматы им в этом потакают, вынося потенциальные площади для складов за город, где нужной инфраструктуры вообще нет и поэтому никто склады строить не будет.
Поэтому пока не будет изменена градостроительная политика в городах, никакие планы по строительству складов реализованы не будут. А значит и большинство отраслей экономики останется в загоне и без нормальных денег. Как из такой ситуации выходить – непонятно."