Агентство по защите и развитию конкуренции опубликовало заключение по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке транспортировки нефти по магистральным трубопроводам в целях экспорта.
По состоянию на февраль 2024 года транспортные расходы на поставку казахстанской нефти составляли:
- Новороссийск/Усть-Луга - $30;
- Дружба (Германия) - $30,1;
- Каспийский трубопроводный консорциум - $38;
- Махачкала-Новороссийск - $39,7-$40,1;
- Махамбет-Актау-Батуми - $157-$171;
- Махамбет-Самур-Батуми - $113,3;
- Баку-Тбилиси-Джейхан - $108,2-$119,6;
- Иран - $98,1-$109,9;
- Шагыр-Фергана - $56,8;
- Китай (ж/д) - $153,6;
- Казахстанско-Китайский трубопровод - $42,9.
Ведомство подчеркивает, что строительство новых магистральных трубопроводов экономически и технологически нецелесообразно, поскольку направления привязаны к конечному потребителю (импортеру продукции), а действующие направления уже охватывают основные страны-импортеры нефти (Европа, Китай).
Кроме того, в 2023 году фактическая загрузка АО «КазТрансОйл» по направлению Атырау-Самара составила - 9,2 млн т./год, при мощности 17 млн т./год. (не дозагрузка – 7,8 млн т./год). В 2023 году фактическая загрузка ТОО «Казахстанско-Китайский трубопровод» по направлению Атасу-Алашанькоу составила – 11,2 млн т./год, при мощности 20 млн т./год. (не дозагрузка – 8,8 млн т./год).