Усилия органов прокуратуры традиционно сосредоточены на защите конституционных прав лиц, вовлеченных в уголовную орбиту, профилактике правонарушений, соблюдении социальных прав граждан, всестороннем и объективном рассмотрении обращений, а также решении иных вопросов, волнующих население, передает kazpravda.kz.
Помимо этого, органы прокуратуры выполняют поставленные президентом задачи по сопровождению инвестиционных проектов, защите бизнеса и другие.
Особо хотелось бы отметить его поручения по возврату государству похищенных активов.
В прошлом году принят Закон «О возврате государству незаконно приобретенных активов». Главная его цель – восстановление нарушенных прав народа, обеспечение социальной справедливости, устойчивого экономического и социального развития страны на благо населения.
Для его реализации в структуре Генеральной прокуратуры создан одноименный комитет. Он активно работает, обеспечен необходимыми правовыми, материально-техническими и иными инструментами, а также штатом.
Результаты уже есть. Только в 2024 году государству возвращены активы на сумму 325 млрд тенге, изъято 513 тыс. гектаров незаконно приобретенных земельных участков. Впервые судом удовлетворен в полном объеме иск комитета о необъяснимом богатстве на сумму 5,5 млрд тенге и возврате ювелирных и культурных ценностей на 400 млн.
Возвращенные активы направляются на социальное и экономическое развитие страны. После поступления в собственность государства ряда объектов исключено монопольное положение их прежних хозяев в отдельных секторах экономики.
К примеру, передача государству транспортно-логистического центра в области Жетысу позволила улучшить качество услуг для предпринимателей на казахстанско-китайской границе. При этом пропускная способность СВХ увеличилась в шесть раз.
Изъятые в Алматинской, Акмолинской и Туркестанской областях земли отданы для выпаса домашнего скота сельских жителей и нужд крестьянских хозяйств, что снизило дефицит пастбищ в этих регионах.
Помимо этого, государству возвращены отели, офисные здания, рестораны, бизнес-центры, земельные участки в элитных районах крупных городов, рынки, железнодорожная инфраструктура, дорогостоящие ювелирные изделия и другое имущество.
Предстоит еще огромный пласт работы.
Сейчас Комитет по возврату активов проводит анализ по сотне объектов движимого и недвижимого имущества в Казахстане и за рубежом. Изучается происхождение ценных бумаг на миллионы долларов США, а также свыше 200 тыс. подозрительных банковских транзакций и контракты по десяткам крупных месторождений в стране. Проверяется законность источников происхождения активов по конкретным предприятиям и имуществу. В этой работе мы нашли поддержку со стороны авторитетных международных организаций.
С Генеральным директоратом по правам человека и верховенства закона Совета Европы достигнута предварительная договоренность о разработке и выполнении совместного плана действий по вопросам возврата активов.
ОБСЕ оказывает содействие в совершенствовании нормативно-правовой базы посредством привлечения международных и национальных экспертов. Изучается возможность реализации совместно с ОБСЕ отдельного комплексного проекта по возврату активов.
Получено членство в глобальной антикоррупционной оперативной сети GlobE Network. Установлен канал связи данной сети Threema для обмена запросами и информацией.
В феврале заключили договор с компанией Presight (входит в корпорацию G-42) о запуске аналитической платформы по выявлению вывода активов.
Важно подчеркнуть, что незаконная концентрация экономических ресурсов узким кругом лиц являлась главным препятствием развития свободной экономики страны.
Прокуратура прилагает все усилия для создания законных рыночных и честных конкурентных условий в бизнесе. Поступательно ведется борьба с давлением на него со стороны контрольно-надзорных структур, особенно с незаконным преследованием предпринимателей в административной и уголовной сферах.
Сейчас все решения госорганов, ограничивающие деятельность предпринимателей, предварительно изучаются прокурорами на их законность и допустимость. С начала года через новый инструмент надзора – «прокурорский фильтр» – прошли около 3 тыс. решений госструктур в отношении частного бизнеса, это 608 постановлений о назначении проверок и 2 056 – о возбуждении административных производств. Их тщательный анализ позволил заранее пресечь незаконные проверки и наложение ограничений, в том числе отменить 276 необоснованных штрафов.
В целом прокуроры защитили права свыше 53 тыс. предпринимателей и добились отмены свыше 6 тыс. запретительно-ограничительных мер госорганов.
Важным аспектом нашей деятельности в этом направлении является сопровождение инвестиционных проектов. При этом под «прокурорский щит» взяты не только зарубежные, но и отечественные инвесторы.
Суть этой работы – правовая поддержка еще на начальном этапе, включая оценку проектов актов и действий госорганов, субъектов квазигоссектора и монополистов, поддержка и защита инвесторов на всех этапах реализации проектов.
Только за прошедшие полгода такую помощь получили 350 инвесторов из Турции, ОАЭ, Германии, Сингапура, Китая, России, Франции и других стран. Их вклад в экономику нашей страны составляет 6,4 трлн тенге, что дает нам новые рабочие места, налоговые поступления в бюджет, а это рост экономического потенциала страны.
К примеру, в СКО инвестор не мог получить законную субсидию в сфере животноводства от управления сельского хозяйства. Проблема устранена только после вмешательства прокуратуры, виновное должностное лицо привлечено к ответственности.
В Павлодаре прокуратура разрешила проблему французского инвестора, которому налоговые органы необоснованно выставили уведомление об уплате НДС на сумму 100 млн тенге. Прокуратурой такое уведомление было отменено. Чиновник, допустивший правонарушение, привлечен к дисциплинарной ответственности.
В Алматы после вмешательства прокуратуры 21 инвестор, реализующий проекты на сумму 18 млрд тенге, подключен к системе водопровода и водоотведения.
В настоящий момент на контроле прокуроров находятся 770 инвестиционных проектов на сумму 32 трлн тенге.
Как известно, большинство общеуголовных и бытовых правонарушений совершается безработными, а каждый своевременно реализованный инвестпроект, прежде всего – новые рабочие места. Инвестиции в экономику повышают трудозанятость, следовательно, благоприятно влияют и на общее снижение преступности.
Соответственно, концентрация наших усилий и внимания на экономическом секторе и улучшении инвестиционного климата неразрывно связана с надзором в уголовно-правовой и в других сферах.
В целом в сравнении с аналогичным периодом прошлого года преступность в стране снизилась на 4,9% (с 72 575 до 68 992).
В сфере уголовного преследования обязательность согласования прокурором всех ключевых решений органов на всех этапах расследования привело к снижению нарушений прав граждан в уголовном процессе в два раза.
С начала года прокуроры изучили свыше 178 тыс. решений органов следствия и дознания. Восстановлены конституционные права более 13 тыс. граждан, предотвращено необоснованное вовлечение в уголовную орбиту 1 022 лиц.
Не менее важным направлением работы является борьба с семейно-бытовым насилием, а также защита детей от преступных посягательств.
В апреле 2024 года Глава государства подписал закон, усиливающий защиту прав женщин и безопасность детей, которым внесены поправки в Уголовный кодекс, предусматривающие безальтернативное пожизненное лишение свободы за педофилию и убийство малолетнего. Сейчас нами принимаются соответствующие меры по обеспечению неукоснительного соблюдения этого закона.
Важным аспектом работы прокуроров является противодействие мошенничеству.
К сожалению, в этом году наблюдается увеличение данного вида преступлений на 10,4% (с 20,5 тыс. до 22,6 тыс.), в том числе интернет-мошенничеств на 4% (с 9 545 до 9 936) в отдельных регионах страны. Уполномоченными органами ведется непрерывная, комплексная и планомерная работа по предотвращению и противодействию таким преступлениям. К примеру, только за последние два года заблокировано около 58 млн звонков, в том числе с подменных номеров. Кроме того, при координации Генеральной прокуратуры реализуется Комплекс мероприятий, утвержденный в сентябре прошлого года совместным приказом силовых и иных госорганов.
Ожидается ряд законодательных поправок, в числе которых блокирование доступа к деньгам по заявлениям клиентов в случае выявления признаков мошенничества.
Далее: с прошлого года дела о пытках полностью перешли в подследственность прокуроров.
В соответствии со Стамбульским протоколом утверждены Инструкция и Методика по расследованию дел о пытках, а также Алгоритм действий при регистрации заявлений и проведении неотложных следственных действий.
В суды направлены резонансные дела по пыткам в исправительных учреждениях Акмолинской и Карагандинской областей. В целом благодаря профилактическим мерам количество уголовных дел по фактам пыток снизилось на 31,3% (с 99 до 68).
Одно из основных конституционных направлений деятельности прокуратуры – представление интересов государства в суде путем поддержания государственного обвинения. Здесь сочетаются функции уголовного преследования и наша правозащитная роль. Нередко сами отказываемся от обвинения в суде.
За 6 месяцев 2024 года в Верховный суд внесено 113 протестов Генерального прокурора в отношении 170 лиц, 82 осужденным сокращены сроки наказания или смягчено обвинение, исключено дополнительное наказание и приняты другие меры. Четверо оправданы полностью.
Кроме того, особое внимание уделяется качеству поддержания государственного обвинения в суде, повышению квалификации прокуроров в этом направлении нашей деятельности. К примеру, в сентябре текущего года планируем провести Форум гособвинителей на тему «Актуальные вопросы поддержания государственного обвинения в суде с участием присяжных заседателей».
Прокуроры осуществляют постоянный контроль ситуации в местах лишения свободы, в том числе посредством мониторинга с использованием видеокамер.
Принятые меры по превенции пыток в учреждениях уголовно-исполнительной системы также дают положительные результаты (снижение в 3 раза, с 12 до 4).
В текущем году акцентировали внимание на решении таких проблем пенитенциарной системы, как качество медицинской помощи, профилактика суицидов.
Принимаемые государством меры по усилению законности, правопорядка и борьбы с преступностью дают положительные результаты. Так, по Индексу верховенства закона Казахстан уже четвертый год подряд улучшает показатель в рейтинге по правопорядку и безопасности (2020-й – 0,78, 2021-й – 0,79, 2022-й – 0,80, 2023-й – 0,80).
Органы прокуратуры активно участвуют в работе по актуализации законодательства с целью обеспечения эффективной и упреждающей защиты конституционных ценностей государства. В данном направлении большое значение придаем тесному сотрудничеству с Конституционным судом (КС). Прокуратура, выполняя свои надзорные функции, активно способствует исполнению решений КС, реализация которых является залогом обеспечения конституционных прав и свобод граждан.
Прокуроры проверили на соответствие позициям Конституционного суда свыше 15 тыс. уголовных и 4,5 тыс. гражданских дел, изучили 3 тыс. жалоб и заявлений осужденных, а также 3,5 тыс. материалов о применении мер пресечения в досудебном производстве. В результате восстановлены права 26 лиц, в том числе путем внесения 13 актов надзора и реагирования в те уполномоченные органы, которые игнорировали решения КС.
К примеру, в рамках реализации решения КС восстановлены пенсионные права граждан области Абай, Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Северо-Казахстанской областей на сумму более 20 млн тенге.
В этом году Конституционным судом вынесены нормативные постановления по двум обращениям Генерального прокурора.
Первое связано с недопустимостью обращения взыскания на жилище с санкции прокурора. С момента принятия КС своего решения прокурорами не выдано ни одной санкции.
По второму обращению дано толкование статьи 83 Конституции относительно конституционной роли прокуратуры при представлении интересов государства в следственных судах, устранены правовые пробелы, связанные с отсутствием прокурора в рассмотрении следственными судами санкционирования ряда процессуальных действий.
В целях обсуждения вопросов повышения эффективности реализации решений органа конституционного контроля в мае провели встречу с председателем и судьями Конституционного суда.
Важным направлением работы прокуратуры является международное сотрудничество.
В текущем году подписаны международные соглашения с Кипром о передаче осужденных и Катаром – об оказании правовой помощи и выдаче. В Парламенте рассматривается законопроект о ратификации договора между Казахстаном и Вьетнамом о передаче осужденных лиц.
Налажены взаимоотношения с компетентными органами многих государств, где находятся разыскиваемые нами лица, совершившие уголовные правонарушения на территории Казахстана.
В целом с начала года из-за рубежа экстрадированы 29 разыскиваемых лиц, в том числе из России, ОАЭ, Испании, Чехии, Польши, Турции и других стран.
К примеру, из Польши экстрадирован руководитель транснациональной преступной группы, занимавшийся незаконным оборотом и сбытом психотропных веществ, из Испании и Грузии переданы организаторы финпирамид, обманувшие, соответственно, более 800 граждан на сумму свыше 1 млрд тенге и более 600 граждан – на сумму свыше 3 млрд тенге.
На базе Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре в рамках деятельности Регионального хаба по противодействию глобальным угрозам организовано и проведено 30 обучающих мероприятий для 771 слушателя, в том числе из других организаций и зарубежных стран (США, Таджикистан, Литва, Украина).
Продолжается подготовка национальных тренеров по вопросам противодействия глобальным угрозам, в том числе по противодействию киберпреступности, торговле людьми, финансовым преступлениям и коррупции.
Одним из приоритетных направлений нашей работы по модернизации деятельности правоохранительного блока является наращивание потенциала Комитета по правовой статистике и специальным учетам ГП. Им внедряются новые цифровые и инновационные технологии, включая использование искусственного интеллекта. Разработан инновационный модуль, использующий технологию ИИ для подготовки речи прокурора при выступлении в суде.
Уголовное и административное судопроизводства, назначение проверок контролирующими органами, регистрация обращений граждан оцифрованы. Работают информационные системы «Е-уголовное дело», «Единый реестр административных производств», «Единый реестр субъектов и объектов проверок», «Аналитический центр», «Система информационного обмена правоохранительных, специальных государственных и иных органов» и ЕИАС «Кадағалау».