Сделку по объединению маркетплейса Wildberries и оператора наружной рекламы Russ Outdoor организовал член Совета Федерации от Дагестана, миллиардер Сулейман Керимов, сообщила журналистка «Дождя» Юлия Таратута со ссылкой на четыре источника, близкие к Кремлю, передает The Moscow Times.
Они рассказали, что сенатору, который, по данным СМИ, является бенефициаром Russ Outdoor, приглянулся успешный бизнес Татьяны Бакальчук, и он «буквально очаровал» основательницу маркетплейса, познакомил ее со своим другом — руководителем администрации президента Антоном Вайно, а затем устроил личную встречу с Владимиром Путиным.
В итоге глава государства одобрил слияние двух компаний. Путину пообещали, что новая объединенная структура сможет составить конкуренцию американскому Amazon и китайской Alibaba, а также создаст платформу, которая заменит систему международных банковских платежей SWIFT.
При этом серьезных рыночных оснований для этой сделки не просматривается. Доли в объединенной компании распределятся 65% на 35% в пользу Wildberries — при том, что по всем параметрам она на порядок больше Russ Outdoor. Выручка ООО «Вайлдберриз» в прошлом году составила 539 млрд рублей, а ООО «Русс Аутдор» — 28 млрд рублей, чистая прибыль — 18,9 и 4,9 млрд рублей соответственно.
Источники «Дождя» расходятся в оценке, кто в итоге выиграет от сделки. По словам одного из них, жертвой объединения компаний станет муж основательницы маркетплейса Владислав Бакальчук (ему принадлежит 1% WB). Другой собеседник утверждает, что Керимов хочет полностью забрать себе Wildberries, «кинув и хозяйку». «Бесхозная компания была, теперь Сулейман забирает ее забесплатно», — сказал он.
Wildberries объявил о слиянии с Russ Outdoor 18 июня, отметив, что это позволит создать «нового игрока в финансовом, медийном, торгово-промышленном секторах экономики, а также в областях интернет-технологий, логистики, ретейла и рекламы». Утверждалось, что новая компания станет «современной высокотехнологичной цифровой торговой платформой», которая будет предоставлять «бесшовные инструменты для развития малого и среднего бизнеса».
Сделка поставила в тупик участников рынка: никто не мог понять, как она структурирована и чего хотят добиться стороны. А уже через месяц вокруг Wildberries разгорелся конфликт, в который вмешался глава Чечни Рамзан Кадыров. 23 июля он опубликовал видео встречи с Владиславом Бакальчуком и заявил, что в компании происходит «откровенный и наглый рейдерский захват», за которым стоят «известные кавказцы». По словам Кадырова, «рейдеры» оградили Татьяну от «мужа и семерых детей» и пара не имеет возможности увидеться и пообщаться. Он поручил своему помощнику — депутату Госдумы Адаму Делимханову — «вернуть» предпринимательницу в семью и «защитить» их с Владиславом бизнес.
После этого Татьяна Бакальчук заявила, что это «не рейдерский захват, а развод», и спасать ее ни от кого не нужно, поскольку она не является «заложницей или кавказской пленницей».
В свою очередь, Владислав Бакальчук назвал причиной конфликта инициативу жены о слиянии Wildberries с Russ Outdoor: она якобы «приняла жесткое и единоличное решение», а все, кто был против сделки, «из компании изгонялись и были уволены». Он же «счел предложенные условия неприемлемыми». «Я до сих пор не могу понять, как компания, которая меньше в 100 раз, получает 35% в совместном предприятии», — сказал Бакальчук.