Журналист Тамара Вааль заявила о том, что проект правил «Об утверждении типовых правил аккредитации журналистов (представителей средств массовой информации)», разработанный министерством культуры и информации под руководством Аиды Балаевой, нарушает Конституцию, является прямой цензурой и устанавливает запрет на профессию, передает КазТАГ.
«Мы только недавно бились с министерством информации по новому закону «О масс-медиа» и вот министерство культуры и информации нас – журналистов снова решило удавить. Вы подумаете, наверно опечатка, удивить, а не удавить. Но нет, удавить. И продолжить давить журналистов. Объясню. Сегодня на портале «открытые НПА» вышел проект приказа, который гордо носит название «Об утверждении типовых правил аккредитации журналистов (представителей средств массовой информации)». Я не буду вдаваться в подробности и термины, которые там прописаны, это может и не совсем важно. Для нас – журналистов, важны только 10 и 12 пункты. Первый гласит о том, что аккредитованный журналист может писать исключительно на свое издание, где он аккредитован и больше никуда. Кроме того, журналист должен соблюдать регламент мероприятия, на которое он аккредитован, соблюдать пропускной и внутриобъектовый режим особо важных государственных и стратегических объектов. Пункт 12 говорит про основания для лишения журналистов аккредитации. Опять же, опущу отзыв аккредитации со стороны редакции, а обращу внимание на 4 пункт – нарушение двух и более раз условий, установленных пунктом 10 настоящих правил», - написала Вааль на своей странице в социальной сети в четверг.
Далее она приводит свою пояснительную записку.
«Зарплата журналистов такова, что практически все коллеги, кого я знаю, работают на две и более редакции. И не потому, что им хочется вкалывать 24 на 7, а потому что им хочется родить детей, накопить на квартиру, жить, в конце концов. А на одну зарплату, к сожалению, не получается. И когда наше правительство на каждом углу кричит о повышении благосостояния народа, что ж вы нас, журналистов, лишаете возможности зарабатывать? Более того, формулировка: «сбор и распространение информации, полученной от аккредитовавших его государственных органов и организаций, только в средствах массовой информации, от лица которого поступило соответствующее заявление на аккредитацию» подразумевает тот факт, что, если ты не аккредитовала на мероприятие, ты не можешь о нем писать. А знаете, как у нас госорган анонсы рассылают? Выборочно! Захотят – скинут, захотят нет. И чаще всего так делает именно мининформации. А как быть с заседаниями правительства, парламента, СЦК, которые идут онлайн и на которые можно и не получать аккредитацию? О них тоже нельзя писать, если не получил аккредитацию?» - добавила журналисты.
Она отметила, что «и посты же в соцсетях нельзя писать о чиновниках с их цитатами, это же тоже будет вне закона».
«Да и между собой журналисты, с принятием правил, не смогут поделиться цитатами – вдруг какой-нибудь коллега окажется неблагонадежным и не аккредитованным, да? Да и если аккредитован – не пришел на мероприятие, не имеешь права и использовать цитаты. Кому важны причины, по которым ты не смог прийти, правда ведь? Ну и вишенка на торте, лишение аккредитации – за нарушение регламента. Простите, а что такое нарушение регламента? У нас в последнее время везде один регламент – вопросы по теме пресс-конференции и два вопроса от редакции. И вот пришел ты на мероприятие, задал вопрос «не по теме», да еще и три штуки сразу – вот тебе два нарушения, ты лишен аккредитации. Все – пока», - добавила автор.
По ее мнению, фактически это запрет на профессию, «потому что больше тебе аккредитацию не выдадут».
«Нет, может, конечно и выдадут, если ты станешь добрым, послушным, покладистым и будешь поддаваться дрессировке. Аида Галымовна Балаева, ваши правила – это нарушение Конституции, прямая цензура и запрет на профессию журналиста. Я просто напомню, что, когда в стране говорят о демократии, открытости, слышащем государстве и так далее, в таких странах работает свободная пресса. И во всех развитых странах аккредитация нужна для того, чтобы облегчить работу журналистов, а не создавать препятствия. А то, что сейчас делает министерство культуры и информации ни что иное, как окончательное убийство профессии», - заключила Вааль.
Отмечается, что в пояснительной записке от мининформа указано, что данные нормы предложены с целью реализации подписанного 19 июня президентом Касым-Жомартом Токаевым закона «О масс-медиа».