Атырау, 28 ноября 15:59
 будет пасмурноВ Атырау +2
$ 499.51
€ 525.83
₽ 4.62

Штрафы и ограничения для бывших коррупционеров: как будет работать новый закон о госзакупках

1 009 просмотров


Недавно в Казахстане приняли новый закон о государственных закупках. В теории он должен увеличить прозрачность и эффективность госзакупок. Но как оно будет на деле - пока неизвестно. Сфера госзакупок давно стала окном коррупционных возможностей всех масштабов, позволяющим чиновникам мухлевать буквально на всём - от скрепок и карандашей до плотин и дорог. Orda.kz разбиралась, как новый закон позволит снизить коррупцию в Казахстане.

Реформы в законе можно условно разделить на несколько блоков.

Упрощение и ускорение процедур закупок
Рассмотрение жалоб. Обновили механизм рассмотрения жалоб. Теперь их будет рассматривать непосредственно организатор закупок, а не Министерство финансов. Обжалование итогов - через веб-портал и только по закупкам, где победителя определила конкурсная комиссия.

Сроки проведения процедур. Сроки проведения процедур, установленные в законе, теперь перенесены на уровень правил осуществления госзакупок, что позволит их сократить.

Основания для признания закупок несостоявшимися упростили. Теперь договор можно заключать даже при участии одного поставщика, если он соответствует квалификационным требованиям.

Закупка из одного источника. Ввели новые пороговые значения для закупок из одного источника: до 100 МРП для товаров и до 500 МРП для работ и услуг. Для сельских акиматов порог увеличен с 3000 до 4000 МРП. Также разрешена закупка из одного источника для предотвращения чрезвычайных ситуаций.

Закупки научных организаций. Порядок закупок для научно-исследовательских институтов и вузов тоже облегчили. Теперь они будут осуществляться по правилам, утверждаемым Министерством науки и высшего образования.

Повышение качества закупаемых товаров, работ и услуг
Ввели реестр потенциальных поставщиков для повышения квалификации участников и развития неценовых критериев выбора. Информация о поставщиках будет формироваться на основе данных госорганов.

Договоры о строительстве «под ключ». Закон позволяет заключать договоры о комплексных работах по строительству, включая проектирование и ввод объекта в эксплуатацию, с установлением ответственности одного поставщика.

Усиление ответственности поставщиков
Запрет для поставщиков с коррупционным прошлым. Запрещено участие в госзакупках поставщиков, чьи руководители или учредители совершили коррупционные правонарушения, а также тех, кто имеет просроченную задолженность по заработной плате.

Ограничение на субподряд. Власти сократили предельный объём работ и услуг, передаваемых субподрядчикам, с 50 до 30%.

Развитие конкуренции
Единая платформа закупок. Установлена возможность перевода всех государственных и квазигосударственных организаций на единую платформу закупок - веб-портал госзакупок. На первом этапе будет проведена интеграция с текущими закупочными площадками.

Способ закупок через товарные биржи исключили.

Закупки из одного источника. Закупки путём прямого заключения договора с конкретным поставщиком, которого выбирает правительство, будут осуществляться только в исключительных случаях.

Поддержка отечественных товаропроизводителей. Министерство финансов будет утверждать перечень товаров, работ и услуг, которые будут закупать исключительно у субъектов малого и среднего бизнеса.

Общественный контроль
Исполнительный директор общественного объединения «Әділдік жолы» Дидар Смагулов считает, что самое важное из всех этих нововведений — это общественный контроль за госзакупками. Теперь чиновники должны будут публиковать графики работ, появится возможность посещать объекты строительства. Прошлый закон не давал общественникам возможности контролировать госзакупки.

«Потому что обжаловать госзакупки либо сообщить о каких-то фактах неисполнения мог только потенциальный поставщик. Если ты в этих закупках поставщиком не был, потенциально в конкурсе не участвовал, то ты не имеешь права жаловаться. Если построенная школа развалилась или дорога сразу в ямах, полномочный орган отвечал, что "вы не потенциальные поставщики, идите лесом, никаких проверок с нашей стороны не будет". Эта норма очень сильно нас возмущала. Мы получали сотни отписок. И поэтому главной целью поставили себе внедрение общественного мониторинга. Чтобы он был законен», - сказал Смагулов.
Ещё один важный момент - это усиление ответственности поставщиков. Поставщика не допускают к участию в закупках, если его руководители или учредители ранее совершили коррупционные правонарушения.

«Так часто же бывает. Чиновник за коррупцию осуждён, а потом вдруг резко становится успешным бизнесменом, подрядчиком. Теперь нельзя будет это сделать. Также очень важно, что потенциальный поставщик не будет допускаться к участию при наличии у него просроченных или невыполненных договорных обязательств. То есть часто бывает, что какой-нибудь поставщик наберёт кучу договоров себе, где-то с помощью взяток, откатов, и потом эти договоры исполнить не может. У него просрочки, невыполненные договоры, и это всё приводит к коррупционным рискам. Ему условно легче дать откат 10 % и сидеть ждать, пока будет удорожание, пока будут дополнительные средства. Здесь впервые введена возможность привлечь к ответственности за нарушение срока выполнения работы», - добавил эксперт.

Раньше даже при всей очевидности срыва срока (например, строительства новой школы) заказчик не мог выиграть в суде с поставщиком, ведь срок выполнения работ ещё не завершился. Теперь же нарушение сроков будет основанием для расторжения договора и признания поставщика недобросовестным.

Также важный момент - увеличение штрафов за неисполнение обязательств по договору.

Но при этом закупки «Самрук-Казына» и других квазигосударственных компаний не регулируются новым законом. Хотя президент требовал реформировать и эту сферу.

«Они просто этого не захотели, и регулятор не смог этого сделать. Потому что им невыгодно делать прозрачные закупки», - отметил Смагулов.

Цифровой тенге
Уже не первый год казахстанский Нацбанк разрабатывает проект цифрового тенге. Цифровая монета, несмотря на вроде бы очевидную параллель с криптовалютой, цифровой тенге не будет её аналогом. Цифровой тенге представляет собой электронные деньги, выпущенные государственным финансовым институтом и предназначенные для использования наряду с традиционными наличными и безналичными средствами. Электронный формат позволит в точности отслеживать, на что конкретно ушёл каждый тенге. Постепенно Нацбанк расширяет сферы применения электронных денег.

По мнению председателя НБ Тимура Сулейменова, цифровой тенге поможет бороться с коррупцией в сфере госзакупок.

«Такую же работу мы проводим с Министерством сельского хозяйства по "ауыл аманаты", чтобы деньги, которые в виде субсидий приходят, приходили в виде цифрового тенге. Кто получает, как расходует, правильный ли расход, чтобы это было видно. То же самое делается по промышленным субсидиям, и как раз на госзакупки тоже будем распространять. Здесь у нас такая хорошая интеграция с Министерством финансов и Агентством по противодействию коррупции. Вообще если эти проекты стрельнут, это будет один из значимых элементов прозрачности всех этих сфер: госзакупки, стройка и так далее. Я надеюсь, что потому будет меньше желающих эти деньги неправильно использовать», - сказал Сулейменов на брифинге в Нацбанке.

Новый закон о государственных закупках в Казахстане направлен на упрощение и ускорение процедур, повышение качества закупаемых товаров, усиление ответственности поставщиков и развитие конкуренции. Введение реестра потенциальных поставщиков, общественного мониторинга, а также единая платформа закупок и поддержка отечественных производителей, возможно, создадут более прозрачную и эффективную систему государственных закупок в РК.

17 июля, 10:09

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.