Политолог Андрей Чеботарев поделился мнением о взаимоотношениях Казахстана и Китая. Приводим его без купюр.
Второе за последние три года посещение председателем КНР Си Цзиньпином Казахстана с государственным визитом свидетельствует о высоком уровне важности казахстанского вектора внешней политики его страны. Этот визит также можно расценивать как акт политической поддержки Китая завершающегося председательства Казахстана в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Символично при этом, что приезд Си Цзиньпина в Астану пришелся на День дипломатической службы Республики Казахстан, который в том числе является профессиональным праздником для президента нашей страны Касым-Жомарта Токаева. В свою очередь, это обстоятельство демонстрирует достаточно уважительные и доверительные личные отношения первых руководителей двух стран.
Немаловажно, что в последнее время казахстанское руководство стало активно использовать в процессе осуществления внешнеполитической деятельности инструменты медийной дипломатии. Речь в данном случае идет о взаимных публикациях в ведущих СМИ статей или интервью глав Казахстана и государства-партнера перед встречей друг с другом. Эти материалы главным образом отражают их оценки по имеющимся ключевым результатам и информацию о перспективных направлениях двустороннего взаимодействия. Такой своего рода медийный обмен, к примеру, был сделан в ноябре 2023 года перед официальным визитом президента РФ Владимира Путина в Казахстан. Тогда Касым-Жомарт Токаев дал большое интервью «Известиям», а его российский коллега – «Казахстанской правде».
Рассматриваемая практика была использована и в преддверие госвизита Си Цзиньпина, статью которого опубликовал «Казинформ». Президент Казахстана, в свою очередь, дал интервью «Синьхуа». У первого из них важным моментом, в частности, стало обозначение четырех принципов, определяющих китайско-казахстанские отношения. Это - взаимное уважение, добрососедство, взаимовыручка и обоюдная выгода в интересах сохранения устойчивой динамики в развитии двусторонних отношений.
Также обращает на себя внимание высказывание председателя КНР о взаимодополнении экономик Китая и Казахстана по своей структуре. А это означает, что торгово-экономическое взаимодействие двух стран находится на достаточно серьезном уровне. Достаточно отметить, что в 2023 году товарооборот между ними вырос на 30%, достигнув $41 млрд. А общий объем китайских инвестиций в экономику Казахстана в настоящее время составляет более $25 млрд.
Кроме того, Китай выражает готовность расширить доступ казахстанским товарам на свой рынок, чему призвано способствовать развитие транспортно-логистических коридоров между ними. В связи с этим не случайными стали недавние ратификация Казахстаном межправительственных соглашений по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута и о международных автомобильных перевозках, а также введение режима «открытое небо», позволяющего выполнять до 42 грузовых авиарейсов в неделю. Ожидается, что предстоящие переговоры на высшем уровне дополнят эти и другие направления межгосударственного взаимодействия.
Прошедшие сегодня переговоры между главами Казахстана и Китая ознаменовались следующими основными итогами:
1. Подписание Касым-Жомартом Токаевым и Си Цзиньпином Совместного заявления, в котором, скорее всего, подтвержден статус-кво в отношениях двух стран и обозначены приоритетные направления их дальнейшего развития.
2. Подписание 31 документа межправительственного, межведомственного и коммерческого характера. В том числе в рамках сотрудничества в сфере транспорта и энергетики. В последнем случае конкретные вопросы двустороннего взаимодействия, в частности, обсуждались 2 июля премьер-министром РК Олжасом Бектеновым с руководителями Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) Дай Хоуляном и корпорацией «CITIC Group» Си Гохуа.
3. Демонстрация Казахстаном неизменности своей позиции относительно политики «одного Китая». Особенно это актуально на фоне частых проявлений со стороны США и ЕС политической поддержки Тайваня.
4. Признание Китаем Казахстана в качестве средней державы (middle power). Тем самым этот статус нашей страны постепенно обретает конкретное политическое выражение.
5. Выражение Китаем поддержки стремления Казахстана вступить в состав БРИКС. Следует отметить, что о готовности страны внести вклад в развитие потенциала БРИКС в качестве государства-участника Касым-Жомарт Токаев заявил в своем выступлении на саммите этого межгосударственного объединения, прошедшего 24 августа 2023 года в Йоханнесбурге (ЮАР). Отмеченное же заявление Си Цзиньпина является хорошим основанием для подачи Казахстаном официальной заявки на вступление в БРИКС возможно уже в следующем году.
6. Продвижение развития транспортно-логистического потенциала Казахстана при участии Китая. Показательным в этом отношении стало участие руководителей двух стран в церемонии отправки партии грузовых автомобилей и железнодорожных контейнеров по Транскаспийскому международному транспортному маршруту. При этом Казахстан рассчитывает на увеличение объемов грузоперевозок по нему с 2,8 млн. тонн в 2023 году до 10 млн. тонн к 2027 году.
7. Расширение уровня использования Казахстаном и Китаем в отношениях друг с другом инструментов «мягкой силы». Показательным в связи с этим стало открытие в Астане филиала Пекинского университета языка и культуры и второй «Мастерской Лу Баня» (первая была открыта 9 декабря 2023 года в Усть-Каменогорске – прим.). Кроме того, был дан старт деятельности культурных центров Казахстана в Пекине и Китая в Астане.
8. Договоренность о продолжении диалога в формате «Центральная Азия – Китай». Ее важность обусловлена тем, что очередной саммит глав государств региона и КНР пройдет в 2025 году в Казахстане.
Обращает также на себя внимание то, что по времени госвизит Си Цзиньпина в Казахстан проходит в течение трех дней. Это обстоятельство лишний раз подтверждает важность казахстанско-китайских отношений во внешнеполитической повестке КНР.