Атырау, 14 ноября 11:29
 облачноВ Атырау +5
$ 492.17
€ 522.39
₽ 5.00

Дноуглубление Урало-Каспийского канала. Теперь дешевле

10 900 просмотров

На проект Минтранса по дноуглублению Урало-Каспийского канала в целях его судоходности потратят на 2 млрд меньше, чем планировалось благодаря двум взрывам в устье, о которых министерство не знает.

Напомним, министерство транспорта Казахстана озаботилось идеей сделать Урал и выход в море, то есть Урало-Каспийский канал, судоходным. Проблема заключалась в том, что устье за последние несколько десятков лет сильно заилилось, так как не чистилось ни разу со времен СССР и превратилось в непролазное болото глубиной не выше борта резинового сапога.

Случившийся паводок немного улучшил ситуацию, но все же недостаточно для того, чтобы по маршруту Урало-Каспийского канала можно было пустить крупнотоннажные суда, которые бы экспортировали серу компании "Тенгизшевройл" и полипропилен из KPI inc. в другие страны. А это, как известно, была задача номер один, а не какое-то катастрофическое обмеление жизненно важного ресурса всей области. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.

Согласно предыдущему ответу Минтранса на запрос «АЖ», работы по дноуглублению Урало-Каспийского канала должны были начаться весной 1 апреля. В бюджете на 2024 год на эти цели было предусмотрено 5,3 млрд тенге.Судя по обновившимся данным, средства значительно урезали – теперь на эти цели выделят 3,25 млрд тенге.

Урезали благодаря тому, что в рамках мероприятий по предотвращению паводка распоряжением акимата Атырауской области «О введении в области режима ЧС» на Канале была выполнена часть объема работ, предусмотренных к проведению в текущем году. То есть та работа, которую не могли сделать за все годы независимости, была готова за считанные дни режима ЧС. Для очистки, углубления и расширения водных путей использовались два земснаряда: один принадлежал АО «Павлодарский речной порт», а второй земснаряд "Амфибия" – был из астраханской компании.


Как известно, 11 апреля 2024 года произведены взрывные работы в устье реки Урал на выходе Урало-Каспийского канала. Об этом тогда в своем аккаунте в инстаграм сообщил замакима Атырауской области Жасулан БИСЕМБИЕВ. Всего было произведено два взрыва, в результате чего глубина устья реки увеличилась с 40 до 200 см на площади 50 кв. м. Вода сразу же побежала быстрее и все вздохнули с облегчением, потому как это был дополнительный шанс избежать затопления города.

Однако ответ Минтранскома на этот счет удивил. Оказалось, они не в курсе того, что в устье произвели два взрыва.

«Взрывные работы при проведении на канале дноуглубительных работ не применялись, в связи с чем информация по данным вопросам отсутствует», - ответил «АЖ» вице-министр Максат КАЛИАКПАРОВ.

Может эхо двух взрывов не долетело до Астаны, мало ли.

…Если работы все-таки будут проведены, как быть с природной особенностью Урала, который имеет свойство заиливаться? Ведь очистка устья должна быть ежегодным мероприятием. Для того чтобы путь стал судоходен, и чтобы это сильно не било по республиканскому кошельку, работы будут проводиться предприятиями уполномоченного органа. На сегодняшний день таковым является подведомственное республиканское государственное казенное предприятие «Қазақстан су жолдары».

«Проектом бюджета Министерства на 2025-2027 годы планируется приобретение для РГКП земснаряда морского класса, что позволит в дальнейшем снизить расходы бюджета на привлечение подрядных организаций при проведении на канале дноуглубительных работ», - говорится в ответе. То есть нужда в Павлодарском речпорте в работах по дноуглублению Канала отпадет навсегда и, возможно, это для нас станет дешевле в последующие годы.  

Для сведения, Урало-Каспийский канал начинается от центрального моста: речная часть до острова Пешной занимает 35 километров, морская – от острова и до входного буя – 21 километр. 

Анастасия ШЕРСТЯНКИНА

28 июня, 16:59

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.