В кинотеатрах Атырау идет премьера фильма «Жаужүрек мың бала». Известный по «Рэкетиру» режиссер Сатаев сделал точный выстрел в сердца казахов. Сердца вздрогнули и на несколько минут наполнились мальчишеской отвагой.
Фильм про эту самую слепую мальчишескую непримиримость, дерзость и отвагу, которой не достает казахам, чтобы стать нацией. Казахи крайне самокритичны, едко насмехаются над собственным раздолбайством, покорностью и продажностью, завидуют всем продвинутым соседям по планете, очень хотят научиться у них уму-разуму, многое схватывают на лету, но постоянно оказываются в дураках и готовы любому набить морду за это. Особенно всяким насмешливым еврейским шоуменам, итальянским, турецким и китайским менеджерам. Но чаще сами получают по мордам от своего продажного начальства. Непонятно за что.
Вот в такой же примерно непонятной ситуации жили многие мальчишки ХVIII века. Хитроумные агашки мутили свои дела с джунгарскими нойонами, где-то мудрые бии и заносчивые ханы затевали какие-то планы по объединению жузовского ополчения, а вражеские отряды тем временем вырезали аулы. По степям и горным ущельям бродили стайки сирот-подростков, чьи щенячьи сердца переполняла жажда мщенья. Они быстро научились чиркать ножичками по вражеским шеям, стрелять из луков на скаку и махать топориками. А также посылать куда подальше взрослых джигитов, занимающихся рекрутингом вооруженных всадников. Пацаны предпочитали партизанить сами.
Короче, в финале пара сотен таких дерзких юнцов, не ведавших, да и не желавших знать о планах хана Абулхаира дать решительную битву (ту самую знаменитую Аныракайскую битву) джунгарам, врезается в самую гущу боя и ложится костьми под самым главным знаменем врага, в ставке хонтайджи. Знамя пало, враг бежал. Хан и батыры тоже ошарашены – что за чудо?
Все пацаны до одного погибли. На всех киносеансах юные и взрослые зрители и зрительницы, забыв обо всем, вместе с мальчишками рубились с врагом до конца. Живущая в самых глубинах души казаха мечта умереть за народ находит свое виртуальное воплощение в эти минуты славной битвы. Такое чисто казахское кино.
По ходу фильма вас ждет несколько незабываемых сцен, самобытно-сатаевских, не заемных (гибель бой-девчонки Корлан, славно орудующей двумя ножами, долгий крупный план джунгарского нойона, горюющего о гибели своего сына от руки главного героя Сартая и т.д.). Посмотрите, не пожалеете.
Сабыр КАИРХАНОВ