Политолог Газиз АБИШЕВ рассуждает о том, кому может быть выгодно покушение на Айдоса Садыкова.
«Хотелось бы коротко прокомментировать покушение на автора канала «Басе» Айдоса Садыкова.
Как мы знаем, в Киеве на него совершено покушение: подошел человек, выстрелил, по словам его супруги, пуля попала в голову. Он в больнице в очень тяжелом положении.
Понятно, что сейчас идут инсинуации. Сама Наталья Садыкова в порыве эмоций заявила, что это организовало политическое руководство Казахстана. Но хотелось бы разобрать эту ситуацию, потому что на самом деле ведь это атака в целом на страну. Это часть глобального информационного противостояния – может быть между отдельными странами, может быть между блоками стран, а может быть между корпоративными структурами или политическими силами.
Но это проявление этой борьбы. Для начала нам необходимо ответить на один вопрос: «Есть ли смысл для казахстанской власти таким образом грубо, ставя на кон свою репутацию, атаковать отдельно взятого журналиста Айдоса Садыкова?».
Таких мотивов и выгоды здесь не особенно просматривается потому, что все-таки Садыков был одним из нескольких критикующих. Безусловно, есть несколько людей за пределами Казахстана, которые критикуют Казахстан. Это канал Басе, это Мухтар Аблязов, это и бывший аким Алматы Храпунов и другие. Отношения между ними тоже являются не до конца безоблачными. Знаем, что и канал Басе критиковал Аблязова, и сам Аблязов критиковал канал.
Есть люди внутри Казахстана, которые критикуют власть…их довольно-таки много. Есть политическая критика казахстанского политического режима, а есть давление еще и внешних игроков. Давление западных стран в связи с санкционным режимом в отношении России. Давление России против многовекторного курса Казахстана. Давление религиозных радикалов, давление корпораций за доступ к казахстанским ресурсам.
Таким образом, в общей сложной информационной картине давления на Казахстан в целом, и на казахстанскую власть, в частности, канал Басе является одним из небольших винтиков. Безусловно, у них интересное творчество, мы все за ним следим. И в некоторых случаях они попадают, и нередко не попадают, в суть проблем. Нередко канал Басе, как бы плывя по течению общего курса своей редакционной политики, идут не вслед за информационным поводом, а подтягивают новость под свои видео. Это нормально, так делают все, CNN, WallStreetJournal, так делают и российские телеканалы, и украинские, и казахские. Это не грех.
Канал Басе - один из небольших элементов огромного пазла информационного давления на казахстанскую власть. Расправляться у всех на виду с этим пазлом, который не оказывает критического влияния на ситуацию в стране и не может расшатать ее.
Допустим, всем понятно, что последние видео Басе конечно же набирали намного меньше просмотров и создавали меньший импакт, чем те же локальные видео Санжара Бокаева по поводу утильсбора и дождевой воды. Представляется, что среди пассионарных слоев какой-нибудь пост Армана Шураева или Мухтара Тайжана может вызывать больше брожений, нежели чем отдельные видео Басе.
Поэтому ответ на вопрос «Был ли Басе столь критической занозой в теле казахстанского государства, чтобы попытаться устранить?», ответ скорее всего «Нет».
Нужно понимать, что у самого Айдоса Садыкова было и есть немало недоброжелателей помимо казахстанской власти. Это люди Старого Казахстана, которых разоблачали, справедливо или несправедливо, наверное, чаще справедливо, но тем не менее. Те, которые были внутри семейного мейнстрима. Сейчас они притаились, сейчас они вышли из-под света софитов, но, думаю, память у них длинная.
Это могут быть представители олигархических групп, которые не были напрямую связаны с Семьей. Ходили слухи временами, что канал Басе мог использоваться во внутрикорпоративных войнах. Это необязательно значит, что Басе подкупали и натравливали одних на других. Это значит, что им дозированно сливали информацию те, кто хотел «замочить» других. А те помнили, что инструментом проведения «черного» PR был Басе.
Айдос Садыков слывет в России русофобом и антироссийски настроенным политиком. Мы знаем, что в нынешнем психологическом состоянии страны несильно церемонятся со своим врагами.
И мы не знаем, 10 лет семейная пара живет в Украине, насколько суровый нрав был и есть в корпоративных разборках у украинцев. Семья не могла жить там просто так. Возможно, она вступала в социальные, а может и экономические взаимоотношения с местной средой, а сейчас там все обострено и представляет собой оголенный нерв. То есть не мало было недоброжелателей. С этим должна разобраться украинская полиция.
Наталья говорит: «у нас только вчера вышло видео, и теперь казахская власть за это атаковала». Такие покушения не готовятся и не осуществляются за сутки. Это если не многомесячное, то многонедельное планирование.
Понятно, что со стороны казахстанской власти эта операция была бы переходом красной черты. Вы знаете, что все страны очень ревностно относятся к проведению силовых операций на своей территории со стороны других стран. Даже союзники очень нервно относятся, когда без разрешения производятся несанкционированные операции. А уж тем более страны, относящиеся к друг другу дружелюбно, но все же не состоящие в военных союзах. Потому что это нарушение суверенитета.
Вы понимаете, если казахстанские спецслужбы проводят какую-либо операцию на территории Украины, это является не дружественным шагом, актом своеобразной агрессии в отношении суверенитета Украины. И Киев, который параноидально борется с российскими шпионами и диверсионно-разведывательными группами на особом военном режиме со стороны ГУР, СБУ и американских, британских и прочих мировых спецслужб. Там все просматривается, и поэтому предположить, что Казахстан, понимая все последствия и понимая, что смерть Садыкова не останется незамеченной, пошел бы на грубое попрание суверенитета Украины и на виду у всех западных спецслужб совершил бы разборку с ничего не значащим в большой картине журналистом, нельзя. Вы знаете, много можно думать о казахстанских чиновниках, но они точно вряд ли такие дураки.
Наконец, кому в целом может быть выгодным это покушение? Тем, кто хочет рассорить Казахстан с Западом. Тем, кто хочет подмочить репутацию Казахстана, оказать на него давление, бросить его под давление западных стран, выставить его в качестве тоталитарного режима – вот этим сторонам это и выгодно. Может, эти силы внутри Украины, которые недолюбливают Казахстан в связи с его нейтральной позицией. Может быть на Западе, которые ищут повод прицепиться к Казахстану. Может быть внутри Казахстана, которые хотят насолить власти, а может – в России, чтобы рассорить Казахстан с Западом и заключить наконец его в объятия.
Глобальных интересантов много, недоброжелателей много. Выгоды от этого покушения со стороны политического руководства Казахстана, нужно признать, практически никакой в соотношении с негативными последствиями.»