На почту редакции «Ак Жайык» пришло письмо, подписанное жителями двух районов Атырауской области. Суть такова, что в результате паводка асфальтированные дороги Атырау - Индер, Уральск - Атырау разрушены, тем временем как альтернативная дорога Махамбет - Тандай - Х. Ергалиева не пользуется популярностью у водителей по ряду объективных причин.
29 мая в штабе по ЧС сообщили, что АО «КазАвтоЖол» закладывает мешки-тонники для поддержания в нормальном состоянии дороги Тандай - Ергалиева из-за увеличения паводковых вод. При этом в сообщении передавалось, что движение транспорта из-за этого не нарушится. Однако прибытие паводковых вод было настолько сильным, что около 1,5 км дороги на Тандай было затоплено, глубина местами достигла 45 сантиметров. Водители легковых автомобилей не могут ездить по затопленной дороге в отличие от автомобилей с большим клиренсом. Да и для последних такой путь сложен: чтобы не съехать с асфальта в кювет, для машин натянули веревки, которые указывают примерный путь затопленной дороги.
- Вода поднялась настолько, что дверь машины нельзя открыть, иначе вода хлынет в салон. Всюду вода, как в море, до горизонта. Мы вынуждены ездить только днем. Тем временем детали автомобиля сыреют и ломаются. Двигатели автомобилей, прошедшие путь по воде, выходят из строя. А ремонт такой важной детали авто, как вы знаете, стоит немалых денег. Новый – еще дороже. Однако нам некуда деваться, мы вынуждены ездить по такой дороге и рисковать не только автомобилями, но и своими жизнями, - говорит один из водителей по имени Марат.
3 июня аким Махамбетского района Кайрат НУРЛЫБАЕВ сообщил, что по степной дороге рядом с асфальтом без задержек проезжают легковые автомобили. Однако этот путь неэффективен для местного населения – высок риск ДТП из-за плохой видимости – пыль на неасфальтированной альтернативной дороге стоит столбом. Эта степная дорога изношена, много выбоин, днища автомобилей буквально местами «садятся» на кочки. А в мокрую погоду дорога превращается в настоящее испытание – всюду грязь и топь, не предназначенная для езды. На всем пути этой дороги взгляд натыкается на потерянные номерные знаки машин – безмолвное предупреждение, что здесь ездить нельзя.
- Я с четырьмя учениками поехал в Атырау на сдачу ЕНТ. Нам пришлось ехать на такси, когда мы возвращались из Атырау в Индер, шел дождь и моя машина застряла в грязи. Выхода не было, машину пришлось оставить, так как с очередным поворотом колес она все больше погружалась в эту топь. В тот день около 30 машин, так же как и наша, не смогли проехать и остались в поле. Дети прошли пешком семь километров по колено в грязи, а вернулись домой спустя десять часов непрерывной ходьбы, — рассказывает учитель из Индера.
- Хотя бы на время выровняйте дорогу, поставьте дорожные знаки. Акимы совсем забыли о людях. Даже здоровому человеку, не то что больному, сложно передвигаться в таких нечеловеческих условиях. Как вы должны понимать, мы едем в город не для того, чтобы гулять в парке. По неотложным делам едем - на работу, учебу, в больницу. Среди нас много детей, которые едут сдавать ЕНТ. Есть люди, для которых Атырау – единственный пункт для последующего продолжения пути в другие города и страны – только здесь мы можем сесть на нужный поезд или самолет. Как долго мы должны терпеть эти неудобства? Почему дорогу не строят? Паводковые воды отступают, город убирает дамбы, а жители двух районов как будто и не люди вовсе. Обидно! Сделайте уже что-нибудь! Примите меры, пусть и временные – переправы, лодки, хоть что-то... Из-за такого состояния дороги в районах ощущается острая нехватка продовольствия. Торговцы утверждают, что бесполезно перевозить по такой дороге товары. А привозить из Уральска им невыгодно. Мы устали от всего этого, помогите нам! - говорят обратившиеся.
Как выяснилось, на днях беременные женщины из Индерского и Махамбетского районов отправились в райцентр. Несложно предположить, в каком состоянии доехали будущие мамы.
Раньше дорога от Индера до Атырау занимала два часа, но теперь она занимает до семи часов. Из-за неудобств и увеличения километража цены на такси значительно повысились. Если раньше проезд от Индера до Атырау стоил четыре тысячи тенге на человека, то сегодня цена составляет 12 тысяч тенге. От Махамбета до Атырау – 6 тысяч тенге, а от Индера до Атырау через Миялы и Сагиз – 18 тысяч тенге. Жители Индерского и Махамбетского районов направляли несколько запросов с просьбой предоставить маршрутные автобусы, но компетентные органы оставили их запрос без ответа.
- Мы не поднимаем цену произвольно: ломаются детали автомобиля и нам нужно покрывать эти расходы. Еще сложнее, если мотор выйдет из строя. Цена на запчасти зашкаливает, некоторые приходится заказывать из других городов. Нам некуда деваться, мы подняли цену по необходимости. Мы тоже сводим концы с концами и обеспечиваем свои семьи за счет этих перевозок. В целом пассажиры, ездившие по этой дороге, понимают, почему мы это сделали, но некоторые из них расстроены тем, что мы повысили цену, - говорят таксисты.
Тем временем прошел месяц, как закрыли дорогу по направлению Атырау - Индер. Состояние альтернативной дороги неудовлетворительное. 10 июня аким К. НУРЛЫБАЕВ сообщил, что на 44 км трассы Атырау - Уральск, то есть в районе села Сарайшык, на месте повреждений началась установка труб (более десяти) для отвода воды, и что работы завершатся примерно через неделю. Но позже аким района сообщил, что из-за сильного течения установлено всего три трубы, но работы продолжаются.
Мы поинтересовались в пресс-службе областного акимата, сколько километров дорог до Атырау разрушено из-за наводнения и сколько планируется восстановить. Нам сообщили, что направили наши вопросы Алибеку МУКАНБЕТАЛИЕВУ, руководителю областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог. Однако прошло вот уже пять дней, а ответа до сих пор нет.
"Пусть ускорят строительство дороги, или пусть акимы уходят в отставку", - подытожив в конце письма, заявила усталая и разгневанная общественность двух районов.
Ляззат КАРАЖАНОВА