Дефицит ученических мест, аварийные школы, нехватка учителей, трехсменка и прочие проблемы, с которыми столкнулась сфера образования Атырауской области в минувшем учебном году, всерьез потрепали нервы родителям школьников. С какими еще трудностями мы столкнемся в сентябре и как решаются уже существующие, редакции газеты «Ак Жайык» рассказала руководитель отдела образования города Атырау Айнагуль ДЮСЕКЕНОВА.
Стоит отметить, что в 2023 году были и хорошие перемены в сфере образования: прибытие новых школьных автобусов, капитальный ремонт старых зданий и открытие комфортабельных школ с современной материально-технической базой.
Снос затянулся на год
Но что имеем сейчас: на протяжении года школа имени М. Ломоносова не эксплуатируется по прямому назначению по причине аварийности здания. В прошлом учебном году все «ломоносовцы» были переведены в близрасположенные школы - имени А. Жангельдина и имени М. Бекмухамбетова. Дети отучились в тесноте год, как могли. Тем временем родители учеников, всякий раз наблюдая, что дело с школой никак не движется, обоснованно задаются вопросом – когда снос и строительство новой школы?
По словам А. Дюсекеновой, кроме таких, как школа им. Ломоносова, есть как минимум еще три аварийных школы - №10 им. С. Муканова, №11 им. И. Алтынсарина и школа-гимназия №30. Ученики этих школ были распределены в близрасположенные учебные заведения.
Ученики из школы №10 пошли в школу №27 имени И. Тайманова. Учащиеся из №11 размещены в школе №2 им. Ж. Нажимеденова и средней школе №5 им. Г. Мусрепова.
А дети многострадальной школы-гимназии №30 с подвозом учились в средней школе имени И. Тайманова (5-11 русские классы), на базе областного лицея в колледже транспорта и коммуникаций, а также в колледже энергетики и строительства.
«В новом учебном году планируется разместить детей из 30-й школы на базе 19-й школы-гимназии. В данный момент там проводится капитальный ремонт, - говорит А.Дюсекенова. - Школу №11 в настоящее время сносят, а для школ М. Ломоносова, №30 и №10 готовится документация под снос. Еще в четырех школах - №8 им. У. Атамбаева, №4 им. Ю. Гагарина, №23 им. А. Байтурсынова и школе им. Амангельды в поселке Дамба - проводится капитальный ремонт».
Новые ЖК и старые школы
Позволим себе лирическое отступление, касающееся нехватки школ именно в городе Атырау. Несмотря на то, что в городе идет массовая застройка ЖК, торговых и бизнес-центров на лакомых, с большой проходимостью потенциальных клиентов местах, школы строятся где-то на задворках. Для строительства торговых зданий, к примеру, выделяются даже места во дворах жилых коробок. То же самое касается и ЖК, их, судя по карте новостроек Атырау, 47 штук, т. е. они буквально впихиваются в непредназначенные для строительства густонаселенные территории. При этом новым жильцам рекламируют ЖК как «уютно расположенный» в центре города, в окружении школ, детских садов, больниц... И картинки на сайтах ЖК такие красивые, просторные. Пиарщики кто во что горазд интересничают с описаниями элитного проживания, но по факту все это беспощадное благоустройство уже сейчас обрекает маленьких жильцов новых, да и старых домов тоже, остаться без места в школе.
Отметим, что эта претензия не в городской отдел образования, который выкручивается из ситуации, как может, а в управление, которое распоряжается распределением городских земель.
По правилам, любой застройщик, частный или государственный, перед началом строительства первым делом получает архитектурно-планировочное задание, разрабатывает эскизный проект. В нем производится расчет плотности населения в данном районе и обеспечения дошкольными детскими учреждениями и школами. Если эта плотность превышена, соответственно, не выдается разрешение, эскиз не утверждается - за это отвечают городские власти. Но это по правилам, а на деле существует какое-то слабое звено – недаром в «АЖ» так много публикаций на тему незаконных ЖК без разрешительных документов. Как правило, все они потом отделываются штрафом и оформлением документов задним числом.
Что будет 1 сентября
Но вернемся к главному вопросу, который интересует родителей - изменится ли к новому учебному году сложившаяся ситуация с нехваткой храмов науки? Как нам сказали в городском отделе образования, вопрос по дефициту ученических мест решается путем строительства новых зданий – 12 школ и пристроек к четырем школам города. Школы построят в Акжар-2, Аккистау, Жулдыз-3, Жулдыз-2, Аксай-2, Водниково, Кульсары, Курмангазы, Акколь, Сарыозек, Береке и Бесикты. Постройка этих объектов отлично разрешит проблемы в сфере образования именно в этих поселениях, но, увы, никак не решит проблему переполненности городских школ. А пока нас ожидает все та же трехсменка и давка в школьных коридорах. И видимо, это надолго, потому как в центре города, рядом со строящимися ЖК и торговыми домами школы так и не предусмотрены. Десятки тысяч детей, обучающихся в школах по месту жительства, тоже ждут большие неудобства, теснота и укороченные уроки. В принимающих учебных заведениях уроки планируется проводить по 45 минут, исключение составят уроки рисования, трудового обучения, физической культуры и НВП. Эти предметы будут проводится по 30 минут. Но все мы знаем, что по факту дети будут лишены «легких» уроков вроде рисования и физры, так как более важные предметы, типа математики, будут проводиться вместо них.
Русские классы и учителя
Уже сейчас редакция «Ак Жайык» принимает звонки обеспокоенных родителей будущих первоклассников. В основном русскоязычных. Мест, даже по территориальному признаку проживания, для детей нет. Городской отдел образования пока не решил эту проблему, и как она решится, всем понятно – либо отправят в какую-нибудь школу в другой микрорайон с подвозом, либо укомплектуют очередной 1 класс с литерой «Э», «Ю» или «Я» в существующую, трещащую по швам от количества учеников школу.
Что касается нехватки русских классов в школах, то тут есть новости. Дефицит педагогических кадров пытаются решить путем привлечения выпускников вузов Казахстана и не только. Как оказалось, городской отдел образования направил письма также и в вузы соседней Астраханской области. Согласятся ли российские педагоги учить атырауских детей, пока неизвестно, но есть надежда, что дефицит кадров будет также восполнен за счет выпускников по гранту акима области - в этом году они заканчивают обучение.
Тем временем известно, что таких специалистов катастрофически не хватает в русскоязычных школах города №2, №3, №4, №12, №16, №17, №30 и №38. Потребность в педагогических кадрах с русским языком обучения составляет 308 человек. Не хватает учителей по математике, физике, информатике, русскому языку и литературе и учителей начальных классов. Все эти вакантные часы в школах преподают педагоги, у кого уже имеется 16-часовая нагрузка. Несложно представить, какое напряжение испытывают учителя и как все это влияет в общем на качество образования наших детей.
«Пытаясь решить данную проблему, мы провели анализ кадровой ситуации, - говорит А. Дюсекенова. - Для устранения дефицита педагогических кадров приглашаем молодых специалистов также из Павлодарского, Восточно-Казахстанского, Южно-Казахстанского педагогических университетов. В данное время отдел образования 7 июня планирует организовать ярмарку вакансий молодых специалистов.
На рабочих местах молодым специалистам будет предоставлено жилье, и они будут обеспечены полными ставками по своим предметам».
Известно также стало, что с 1 сентября текущего года в общеобразовательных учреждениях будет открыто пять педагогических классов с общим охватом 90 учащихся. Здесь будет проводиться индивидуальная работа с родителями учеников и непосредственно с учащимися, которые станут потенциальными кандидатами на поступление в вузы на педагогические специальности.
Резюмируя, существующая проблема с дефицитом школ и учителей просто не может не повлиять на уровень образования детей, которые сейчас получают образование в таких, мягко говоря, некомфортных условиях. Однако отдел образования попытался переубедить «АЖ»: мол, проблема трехсменного обучения, или же нехватка кадров никак не влияет на качество образования. В доказательство даже был проведен мониторинг, который это доказал.
Кстати, в прошлом году все СМИ облетела новость, что международное исследование показало улучшение качества образования в Атырауской области. Исследование показало, что мы поднялась почти с конца рейтинга - с 19 на 15-е место среди 20 регионов по качеству образования. Все это было бы очень смешно, если бы не было так грустно.
Анастасия ШЕРСТЯНКИНА