«Совет регионов России и Узбекистана выгоден Путину и Мирзиёеву с учётом токсичности России и позиции Узбекистана по войне». Об этом в беседе с The Insider заявил научный сотрудник Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии Темур Умаров.
27 мая во время государственного визита в Узбекистан Владимир Путин объявил о создании Совета регионов России и Узбекистана, пишет The Insider.
В первом заседании поучаствовали представители 14 узбекских акиматов и 28 регионов России, в том числе Башкортостана, Пензенской области, Воронежской области и Чечни. Председательствовать в Совете будут лично Владимир Путин и президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев. Как сообщается на сайте президента Узбекистана, по итогам работы Совета был подготовлен пакет соглашений на сумму более $5 млрд.
«Приняты планы мероприятий по увеличению товарооборота за счет наращивания проектов кооперации и импортозамещения, прежде всего с активным подключением в этот процесс регионов. Для поддержки торговых и кооперационных проектов откроется полноценное торговое представительство Узбекистана в России», — говорится в сообщении.
Совет пришел на смену Форуму межрегионального сотрудничества России и Узбекистана, созданному шесть лет назад. Аналогичные форумы организованы также для налаживания связей на уровне регионов с Беларусью и Казахстаном. Созданный 27 мая Совет регионов — пока единственный.
Зачем нужен этот Совет
Эксперт по постсоветскому пространству, пожелавший остаться анонимным, в комментарии The Insider заявил, что создание Совета продолжает курс на изоляционизм в политике обеих стран.
«Форум — это отдельное мероприятие, а вот Совет — это уже институт, то есть постоянный орган, который будет курировать работу по экономическому обмену между Россией и Узбекистаном, по товарообороту и инвестициям. Поскольку Россия безумно озабочена иммиграцией и правой риторикой, когда говорят, что “нам не нужно вот этих вот“, в дальнейшем этот Совет может заниматься вопросами иммиграции.
Узбекистан еще со времен Ислама Каримова был страной с изоляционистской политикой. Им не нравились никакие объединения во главе с кем-либо. Они считали, что все вопросы можно решать на двухсторонней основе. И вот это яркий пример такой политики — двусторонней основы как способа вести дела. Россия для Узбекистана — это ключевой экономический партнер наравне с Китаем, и Узбекистану от России никуда не деться, хотя эта страна политически Россию никак не поддерживает. Во время путинского визита Лавров сказал, что у них нет разногласий с Узбекистаном по поводу Украины, что откровенная ложь, потому что Узбекистан поддерживает территориальную целостность Украины и отправлял туда гуманитарную помощь.
В целом, это выгодно обеим сторонам. Путин может сказать: “Посмотрите, никакого изоляционизма у России нет. Мы успешно ведем дела с нашими партнерами. То, что Запад не хочет, — так это сам Запад виноват“».
С Европой сблизиться вряд ли получится, но можно дружить с автократиями
Хотя Шавкат Мирзиёев, пришедший к власти в 2016 году после смерти многолетнего несменяемого главы страны Ислама Каримова, изначально воспринимался как реформатор, он успел за время своего правления принять сразу несколько мер, направленных на ограничение прав и свобод граждан и сохранение власти в своих руках. В частности, при нём в стране был ограничен доступ к Twitter, TikTok, «ВКонтакте» и Skype и приняты поправки в Конституцию, позволяющие Мирзиёеву оставаться у власти несколько сроков подряд, а также увеличивающие президентский срок с 5 до 7 лет.
Авторитарные тенденции в узбекской политике мешают сближению страны с Европой, отмечает собеседник The Insider.
«После Каримова Мирзиёев выглядел как либерал — разрешил высказываться в СМИ, наладил работу с населением, но потом началась классическая путинизация. Он внес поправки в конституцию, и это позволило ему избираться на третий срок. Так что о демократии тут речи особо не идет, и хотя он в целом пытается соблюдать санкции и держать диалог с Западом, но это не страна западной демократии и едва ли станет. Узбекистан расположен между Китаем и Россией — двумя автократиями, поэтому такая судьба у Узбекистана».
Научный сотрудник Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии Темур Умаров заметил, что при этом экономическая привлекательность Узбекистана остаётся довольно высокой:
«Это выгодно обеим сторонам, с учетом токсичности России, изоляции и позиции Узбекистана по войне. Все самые основные реформы, на которых развитие экономики движется по инерции до сих пор, были запущены в 2017 году, и пока что Узбекистан не достиг потолка своей инвестиционной привлекательности, поэтому большой интерес к стране и с российской стороны, и с китайской стороны — в Узбекистане стало намного проще вести иностранный бизнес, договариваться с партнерами и легальными путями присутствовать на узбекском рынке и занимать на нем долю».
Что в Узбекистане делал Кадыров
Особенный энтузиазм продемонстрировал в ходе этого визита глава Чечни Рамзан Кадыров. В его Telegram-канале появилось сразу несколько постов, посвящённых его поездке в Узбекистан. В частности, он рассказал о посещении нескольких мест в Ташкенте, связанных с его отцом, Ахматом Кадыровым (в 80-х годах он учился в Ташкентском исламском институте). К последнему посту о визите в Узбекистан Кадыров прикрепил видео, на котором он разговаривает с Путиным и Мирзиёевым и предложил подписчикам угадать, что же президенты двух стран ему сказали. Первому угадавшему правильно Кадыров пообещал выплатить миллион рублей
«Некоторые из моего окружения в курсе этого разговора. Они дали мне аманат <клятва в исламе — The Insider>, что не допустят утечку правильного ответа. Напоминаю им, чтобы ни в коем случае не делали подсказки, да и вовсе воздержались от любых комментариев. Иначе доверие к ним будет утрачено навсегда», — написал Кадыров.
На данный момент под постом уже больше 22 тысяч комментариев, о вручении приза пока не сообщалось.
Темур Умаров в комментарии The Insider заявил, что Кадыров в Узбекистане пользуется достаточно большой популярностью, в том числе из-за религиозных причин.
«Кадыров достаточно популярен в Центральной Азии, в том числе по религиозной линии. Тот контент, который производит Кадыров и люди вокруг него, воспринимается в обществах Узбекистана и Центральной Азии положительно. Есть группы и общества, которые считают его образцовым лидером. То, что он тоже отправился в Узбекистан с Путиным в делегации, — это неудивительно. Кроме того, я уверен, что интерес Кадырова подкреплен еще и финансовыми вопросами».
Анонимный собеседник The Insider заметил, что Кадыров сейчас заинтересован в любом появлении на публике и под камерами, — это помогает ему опровергать слухи о своём плохом здоровье.
«У Кадырова есть сейчас необходимость засветиться. Если мы верим тому, что он нездоров и что его выпады и перестановки в правительстве — это попытки напомнить о себе или закрепить свое положение, то засветиться с иностранным визитом — это хорошая возможность просто напомнить о себе».