Атырау, 8 сентября 04:31
 ясноВ Атырау +21
$ 480.55
€ 533.75
₽ 5.36

Отдых в 5-звездочных отелях под видом тренировок: Антикор о системных коррупционных рисках в сфере спорта

1 212 просмотров

Агентством совместно с министерством туризма и спорта проведен внешний анализ коррупционных рисков в сфере финансирования спорта, в результате которого установлены коррупционные риски, способствующие нерациональным тратам и хищению государственных средств, сообщает пресс-служба Антикора.

На центральном уровне внешний анализ проводился в деятельности министерства туризма и спорта, на региональном уровне в областных управлениях спорта и физической культуры.

С 2018 года бюджет спортивной отрасли вырос в 2 раза и составил 1,4 трлн тенге. На следующие 3 года запланировано выделение еще 1,3 трлн тенге. 

Несмотря на значительное финансирование, Казахстан продолжает занимать низкие позиции в олимпийских медальных зачетах и Всемирном спортивном рейтинге, а также признан одной из коррумпированных стран по количеству подозрительных матчей (4-е место в антирейтинге международной организации Sportradar).

Как показал анализ, текущему положению способствует ряд факторов, приводящих к неэффективному расходованию госсредств.

1. Явный дисбаланс между финансированием спорта «высших достижений» и «массового» спорта.

  • Бюджет спорта высших достижений в 9 раз больше (340 млрд тенге), чем на массовый спорт (35 млрд тенге). 
  • В сфере профессионального спорта созданы условия для непрозрачных и субъективных выплат, тогда как в массовом спорте процедура выделения средств оцифрована, зависит от потребностей населения и носит адресный характер. В спорте высших достижений стали нормой процессы натурализации иностранных игроков. 
  • За годы независимости Казахстан приобрел 126 иностранцев на олимпийские виды спорта, из которых каждый второй (79) в дальнейшем вернулся на родину.

2. Бесконтрольное и непрозрачное освоение финансовых средств спортивными организациями и уполномоченными органами.

  • Выводят средства на проведение фиктивных учебно-тренировочных сборов и аренду спортивных помещений, осуществляют закуп спортивной экипировки и инвентаря из одного источника по завышенной стоимости, начисления «мертвым душам», завышенную оплату труда и двойное финансирование.

3. Неэффективные расходы спортивных федераций и профессиональных клубов средств АО «Самрук-Қазына».

  • Выявлены системные риски по выводу средств через выплаты непродуктивным игрокам профклубов, повышенные зарплаты руководству профклубов, отдых в 5-звездочных отелях под видом тренировочных сборов и сомнительные агентские соглашения. 
  • За 6 лет (2018-2023 гг.) на финансирование 4 профклубов направлено 138 млрд тенге спонсорских средств АО “Самрук-Қазына” (ФК «Астана» - 50,1 млрд, ХК «Барыс» - 48,8 млрд, велокоманда «Astana Qazaqstan Team» - 31,5 млрд, БК «Астана» - 8 млрд.

4. Неэффективное управление спортивными сооружениями (за последние 10 лет в частные руки передано 55 спортивных госорганизаций. 

  • В последующем доверительные управляющие и новые собственники получили 83,8 млрд тенге только из бюджета на подготовку спортсменов к соревнованиям и предоставление в аренду спортсооружений).

5. Мнимая реализация государственно-частного партнерства.

  • Под предлогом реализации ГЧП и эксплуатации спортсооружений закупаются в бумажном формате спортивные услуги детям в обход процедур госзакупок и подушевого финансирования детского спорта. 
  • С 2016 года в сфере спорта реализовано 77 проектов ГЧП на 89,3 млрд тенге, из них выплачено 62 млрд тенге бюджетных инвестиций).

6. Отсутствие цифровизации спортивных процессов.

  • Разработка запланированной еще в 2020 году к внедрению Национальной цифровой платформы Е-sport не велась. Так, профильное министерство не владеет полными данными о состоянии казахстанского спорта, не ведет единый учет спортсооружений, спортивных секций и тренеров.

В результате, внушительные средства, выделяемые на развитие спорта, не доходят до целей и Казахстан значительно отстает по спортивной инфраструктуре от соседних стран (не соответствующие требованиям UEFA и FIFA стадионы, не отремонтированные залы ДЮСШ и т.д.).

Как показал анализ, причинами сложившейся ситуации являются «размытые» ориентиры, несовершенство правовой базы, неэффективное и непрозрачное финансирование, а также отсутствие ответственности за злоупотребления в спорте.

По итогам анализа, Агентством министерству туризма и спорта предложен комплекс правовых и организационных мер по совершенствованию сферы финансирования спорта, реализация которых требует консолидации уполномоченных государственных органов, а также предполагает внесение соответствующих поправок в законодательство.

В числе предлагаемых рекомендаций: 

установление приоритетов развития спорта; ограничение бюджета профклубов и федераций в зависимости от эффективности и конкретных результатов; 

обеспечение общественного контроля всех выделяемых средств, в т.ч. UEFA и FIFA; 

централизация финансирования спорта; ратификация международных стандартов об ответственности за злоупотребления в спорте; 

исключение оснований для закупа из одного источника (при закупе товаров, работ и услуг из одного источника под предлогом срочности соревнований); 

ограничение передачи рентабельных объектов в доверительное управление и на приватизацию; 

создание открытой единой цифровой платформы с обеспечением прозрачности расходования средств.

30 мая, 12:22

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.