Отныне и до 2015 года мы будем закупать бензин не только в России, но и в Китае – так Министерство нефти и газа думает решать проблему дефицита ГСМ.
По дефициту – толлингом
Налоговый комитет Министерства финансов и Министерство нефти и газа (МНГ) разрешат перерабатывать казахстанскую нефть на НПЗ соседних стран. Пока речь идет о Китае. Для этого толлинговые операции по переработке нефти будут временно освобождены от рентного налога. Толлинг – это операция по переработке сырья за рубежом и возврату готовой продукции в страну происхождения. Для покрытия дефицита ГСМ в 2012 году нужно переработать, например в Китае, 893 тысячи тонн.
На презентации законопроекта “О магистральном трубопроводе” на прошлой неделе ответственный секретарь Министерства нефти и газа Канатбек САФИНОВ отметил:
– Сейчас 15 миллионов (тонн нефти) мы перерабатываем на наших трех НПЗ, у нас идет реконструкция, и мы выйдем на проектную мощность в 2014 году, но сейчас существует 40-процентный дефицит высокооктанового бензина. Ряд компаний готов переработать на территории, допустим, Китая, где затраты на транспортировку небольшие. Они готовы переработать казахстанскую нефть и ввезти опять (готовые) нефтепродукты, пока мы не запустим свои мощности.
По словам Канатбека Сафинова, это даст возможность использовать свободные мощности близлежащих за границей заводов, перерабатывать там казахстанскую нефть “под жестким контролем, завозить ее назад в Казахстан и решать вопрос дефицита”.
Возможные минусы
Так Министерство нефти и газа надеется уйти от зависимости от России в поставках ГСМ. Сегодня 40 процентов высокооктанового бензина – от Аи-92 и выше – завозится в Казахстан с Омского НПЗ. Поэтому и рассматривался вариант толлинга. Первый раз он начал рассматриваться в 2009–2010 годах, когда в Казахстан пришел дефицит топлива. И Астана намерена была загружать российские заводы. Но из-за налоговых нюансов и жесткого отношения российского министерства финансов к толлинговым операциям переговоры затянулись. В России толлинг критикуется, и очень жестко: если компания-оператор контролирует все стадии операции – от поставки сырья до продажи готовой продукции, возникают риски вывоза капитала за рубеж, с чем в Москве серьезно борются.
По подсчетам российских чиновников, из-за толлинга мимо бюджета ежегодно пролетают десятки миллионов долларов. К тому же у властей нет инструментов, чтобы отследить все операции по таким схемам.
Хоть в Румынию вези…
Впрочем, свободные мощности по переработке нефти есть и в других странах. Это Беларусь, Украина, Азербайджан, Туркмения. Есть еще Иран, и даже Румыния. Например, наша нефть танкерами уже поставлялась в иранские порты на Каспии. Иран в свою очередь отгружал те же объемы уже своей нефти импортерам Казахстана. А в Румынии у “КазМунайГаза” есть даже свой завод – “Ромпетрол”. Но Министерство нефти и газа все же выбрало Китай. Там, в СУАР, Синьцзян-Уйгурском автономном районе, есть сразу три НПЗ – в Душанцзи, Карамае и Урумчи – общей мощностью около 80 миллионов тонн. Каждый завод производит нефти больше, чем три казахстанских НПЗ. Кроме того, в 2006 году был построен и запущен нефтепровод Атасу – Алашанькоу в Казахстане. Его мощность – 20 миллионов тонн нефти в год. К 2012 году трубопровод расширился до Душанцзи. Значит, казахстанская нефть будет поступать сразу на местный НПЗ.
Поддерживаем чужого производителя
При толлинговых операциях самые большие расходы, оказывающие влияние на цену конечного продукта, – это стоимость транспортировки и расходы на переработку. По данным российской брокерской компании “Атон”, транспортировка по этой трубе стоит примерно 4–5 долларов за баррель. Это немного. У казахстанских экспортеров есть маршруты и подороже, например на Новороссийск. Стоимость переработки на китайских НПЗ тоже невелика. На казахстанских предприятиях статья расходов в два раза выше, чем среднемировые ставки. Значит, конечная цена получаемых ГСМ будет даже ниже, чем у казахстанских НПЗ.
Судя по всему, операции по толлингу – переработке нашей нефти за рубежом и возврату ее в страну – будут продолжаться еще минимум три года. Залить страну своим топливом “КазМунайГаз” обещает только к 2015 году, когда должна завершиться национальная программа модернизации наших НПЗ. Пока же национальная компания будет, по сути, поддерживать китайского производителя – CNPC и ее дочернее предприятие Xinjiang Dushanzi Tianli High & New Tech Co Ltd.
Источник: «Караван»