Сегодня на очередной сессии городского маслихата депутаты проголосовали за повышение стоимости проезда в общественном транспорте.
С 1 июля этого года проезд на внутригородских маршрутах будет стоить 60 тенге. Что касается пригородных маршрутов, где плата сегодня, в зависимости от протяжённости, составляет от 50 до 70 тенге – на всех маршрутах она повысится на 10 тенге.
Необходимость повышения тарифа обосновывал на сессии заведующий сектором транспорта и энергетики городского отдела ЖКХ Куаныш ИБРАГИМОВ. Он сообщил, что сегодня на 33 маршрутах (21 – в городе) работает 473 пассажирских автобуса и «маршрутки», принадлежащих 8 предприятиям-перевозчикам.
По словам Ибрагимова, перевозчики не получают никаких субсидий из бюджета на 50-процентную скидку для ветеранов войны, инвалидов, школьников в дни учебных занятий и других льготников. Но главный довод перевозчиков – стоимость ГСМ. С 2008-го года, когда плата за проезд была повышена с 25 до 45 тенге, зимнее дизтопливо подорожало с 90 до 145 тенге за литр, летнее – 65 до 95, бензин АИ-80 – с 65 до 92, Аи-93 – с 86 до 116, моторное масло – 425 до 1000. Заметно подорожали запчасти. Поэтому в случае сохранения действующего тарифа перевозчики не смогут покрывать свои затраты и оплачивать взятые на приобретение автобусов кредиты. И будут вынуждены распродать автобусы.
Депутаты, найдя эти доводы убедительными, единогласно проголосовали за повышение тарифа.
По окончании сессии я поговорила с К. Ибрагимовым.
- А может, вместо повышения тарифа следовало бы внедрить на пассажирском транспорте билетную систему, чтобы был учет доходов перевозчиков? А то мы верим им на слово, но действительно ли нынешний тариф стал для них убыточным?
- Пассажирский транспорт был убыточным всегда, даже в советские годы, когда практиковалась билетная система. Тогда государство выделяло дополнительные средства на содержание городского автобусного парка. Кроме того, по имеющейся у нас формуле расчета себестоимости проезда, чтобы оправдать расходы перевозчиков, тариф должен быть 68 тенге. Но мы определили меньше.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА