Атырау, 26 ноября 21:23
 будет пасмурноВ Атырау +1
$ 498.51
€ 522.84
₽ 4.81

Плохие вести с 5-го километра

9 935 просмотров

Христианский день поминовения усопших стал для атырауских православных настоящим испытанием. 24 апреля в редакцию посыпались гневные звонки. Причина – смрад мочи и фекалий, витающий над кладбищем. Проведя небольшое расследование, мы выяснили, что дело не только в запахе – над городом нависла реальная угроза эпидемии.

 

СТРАННОЕ СОСЕДСТВО

В родительский день ветер разносил по всему кладбищу аммиачный запах. В каких-то местах он был слабее, в других вонь была нестерпимой.

– На городском кладбище похоронены мои близкие, и я была оскорблена тем, что здесь творится, – говорит горожанка Ирина ЛИСОВА. – Дочь специально приехала из Алматы с семьёй, чтобы почтить память своего отца, и уехала она отсюда в подавленном состоянии: повсюду мусор, этот мерзкий запах. Мёртвым, конечно, уже всё равно, но для нас, живых, это важно. Такое ощущение, что нам в душу наплевали.

Три года назад впритык к православному кладбищу было построено хозяйство «Асыл Агро» на 1 000 голов скота. Каким таким чудесным образом участок выделили так близко к погосту, неизвестно. Директор «Асыл Агро» Нуфтула КУЛЬБАСОВ не счёл нужным ответить ни на один мой звонок. Но, как говорится, если гора не идёт к Магомету…

Гору, вернее, горы и в самом деле мы нашли.Кучи помёта не оставляли никаких сомнений – эпицентр вони находится здесь. Честно говоря, мы едва удержали содержимое желудков: полчища мух, жужжащих над жижей, тёплое солнышко... Думается, летом вонь накроет и мусульманское кладбище, расположенное неподалёку, и близлежащий посёлок.

– Да, к нам часто приходят посетители кладбища с жалобами. И что? – сказал некий Ерлан, рабочий откормочного хозяйства. – Не имеете права здесь фотографировать. Это частное предприятие. Если вы ничего не покупаете, покиньте территорию.

ЧЕЙ АППЕНДИКС?

И ещё один момент. Как известно, на краю кладбища есть место, где хоронят бесхозные трупы. О том, как это делается, в городе слагают страшные легенды, но для меня было полным откровением, что неподалёку от этих пронумерованных холмиков утилизируют и человеческие органы после операций.

Отходы животноводства являются мощным источником загрязнения. Присутствие в них болезнетворных организмов может вызвать вирусные и паразитарные заболевания. В почве могут распространяться возбудители всевозможных инфекционных заболеваний (брюшной тиф, дизентерия, холера, сальмонеллёз, бруцеллёз, чума, коклюш). Самоочищение почвы от таких загрязнений практически не происходит или происходит очень медленно. Болезнетворные бактерии могут участвовать в круговороте веществ, поступая из почвы в открытые водоёмы, подземные воды, а по пищевым цепям – с водой, рыбой и растениями – в организм человека.

Это место было оккупировано стаей собак, которые разбежались при нашем приближении, сжимая что-то в челюстях.

На еле присыпанных могилах мы увидели окровавленные пакеты, бурые от крови резиновые перчатки, а чуть поодаль в одноразовых медицинских пакетах куски, предположительно, человеческих органов. Зрелище не для слабонервных.

Уже вернувшись в редакцию, мы связались с администрацией кладбища и попросили прояснить ситуацию.

– Наверное, это наши конкуренты химичат или вы сами подбросили. Кто вам заказал? – огорошила директор кладбища Ольга ПАВЛЕНКО и совсем по-станиславски добавила: – Не верю!

Уже в компании администратора кладбища Виктории СИНИЦИНОЙ (на снимке) мы вновь направились на место захоронения операционных отходов. Показали еле припорошенные ямы, откуда торчат окровавленные пакеты.

– Это не наше.

– А чьё? Вон табличка «операционные отходы», и всё кругом разбросано. Это ведь работники кладбища так небрежно утилизируют биоотходы.

– Исключено! Это не человеческое. Это со скотобойни, – вынесла свой вердикт В. Синицина, пристально изучив «мясо». – И вообще, чего тут докапываться? Я думала, тут из могилы руки-ноги торчат, а вы из-за такой мелочи нас беспокоите. Чем больше знаю я людей, тем больше нравятся собаки!

– Но ведь строгие правила утилизации послеоперационных материалов – это не прихоть, а гарантия нераспространения инфекций. Захоронения должны быть на определённой глубине, чтобы их не достали животные и птицы. Мало ли заразы!

– Я же сказала – не наше! Мы всё делаем, как положено. Видите, даже хлором всё посыпали...

БЫЛЬ ИЗ СКЛЕПА

Нам удалось поговорить с бывшим работником конторы ритуальных услуг, которая  базируется на кладбище. Строго-настрого запретив указывать его фамилию и нынешнее место работы, Алексей, назовём его так, рассказал:

– Моей обязанностью было устанавливать могильные плиты, но мне приходилось видеть, как закапывают могильники для медицинских отходов. В яму кидали мешки, в которых я частенько видел абортивный материал, попадались и мертворождённые младенцы. Это страшное зрелище до сих пор перед глазами. Заполненные мешки едва присыпают землёй, видимо, чтобы сэкономить время и место. Следующий мешок привозят через несколько дней – опять присыпают, и так, пока яма не заполнится. А вообще, всё должно покоиться на дне ямы, чтобы животные не могли достать и растащить.

Главврач областного патологоанатомического бюро Исатай МОЛДАГАЛИЕВ подтвердил, что органы привозят для захоронения на кладбище:

– К нам поступают трупы и ткани человека из онкобольницы, облбольницы, роддомов и т. д., мы их исследуем. Если что-то связано с криминалом – направляем в судмедэкспертизу. После нашего исследования все материалы складывают в мешки и в специальных контейнерах кладут в морозильную камеру. Каждые 2-3 дня похоронное бюро забирает материалы и утилизирует в специально отведённом для этого месте, – говорит он и показывает недавно вырезанную миому матки. – Вот это ещё предстоит исследовать. Непосредственно захоронением занимаемся не мы.

– Утилизируется всё это в контейнерах?

– Нет, в полиэтиленовых мешках.

– То есть они могут порваться при неосторожном обращении?

– Да.

НЕПОДОТЧЁТНЫЕ

В Казахстане действуют санитарно-эпидемиологические требования к объектам здравоохранения, утверждённые приказом министра здравоохранения РК №533 от 23.07.10 г. В них медицинские отходы в зависимости от степени опасности подразделяются на 5 классов. Биоотходы человека относятся к категории «Б» и характеризуются как эпидемиологически чрезвычайно опасные. Отходы после операций по удалению поражённых внутренних органов и конечностей человека вообще должны сжигаться. Но крематория нет, поэтому их закапывают. Как – мы уже видели.

С директором департамента комитета Госсанэпиднадзора МЗ РК по Атырауской области Тимуром СУКАШЕВЫМ разговор был предельно короткий:

– Уже несколько лет кладбище нам неподотчётно.

Анастасия ПАСТУХОВА

Фото Каната ЕЛЕУОВА

10 мая 2012, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.