Комментарий заместителя председателя правления АО НК «КазМунайГаз» Куаныша Кудайбергенова по вопросу реализации 50% доли в проекте Каламкас-море/Хазар:
Месторождения Каламкас-море и Хазар ранее входили в состав разных контрактов на недропользование с различными операторами. Оператором Каламкас-море была компания НКОК, разрабатывающая Кашаганское месторождение, оператором Хазара - КМОК, с участием компаний Шелл и Оман Ойл. По ряду причин их разработка затягивалась, в том числе и из-за отсутствия экономической целесообразности самостоятельной эксплуатации. В итоге компании отказались инвестировать в их освоение и вернули участки государству.
Поэтому, учитывая географическую близость и геологическую схожесть этих месторождений, правительством было принято решение объединить эти проекты в один контракт на недропользование.
В свою очередь, после продолжительных переговоров КазМунайГаз привлек Лукойл в качестве стратегического партнера, который уже реализовал ряд схожих проектов в российском секторе Каспийского моря.
Стоит отметить, что наличие стратегического партнера, обладающего соответствующими технологиями освоения шельфовых месторождений, являлось решающим фактором, благодаря которому проект удалось перезапустить. В противном случае, проект мог бы до сих пор находиться «на полке» в ожидании инвестора.
Напомню, что проект подразумевает инвестиции на уровне порядка 6,5 млрд долларов США и относится к категории «технологически сложных». Впервые в Казахстане месторождение планируется эксплуатировать при помощи морских металлических платформ. При строительстве платформ будут задействованы казахстанские верфи в Мангистауской области, которые в настоящий момент фактически простаивают с момента завершения строительных работ на Кашагане. Все это подразумевает рост деловой активности в регионе и создание новых рабочих мест. Поэтому появление стратегического партнера, готового инвестировать в столь дорогостоящий проект, безусловно является положительным фактором.
Важно подчеркнуть, что наша компания имеет 50% доли в проекте. Все решения принимаются паритетно между участниками совместного предприятия. Состав руководства Оператора проекта также состоит из равного количества представителей обоих участников. Таким образом, утверждения в некоторых СМИ о том, что «КМГ потерял контроль над проектом», не соответствуют действительности.