Судьба сотен наших без вести пропавших на фронте дедов прояснилась спустя 70 лет. Дело за малым – найти их родственников на родной земле.
Успешные усилия нашего земляка Адилгали БАЙМЫРЗЫ (на снимке), нашедшего могилу своего деда в селе Большие БабкиХарьковской области, вывели его на целый пласт сведений о других воинах-казахах (украинские поисковики всех призванных из Казахской ССР называют так). Мы уже писали об обнаруженных под Харьковом громадных братских могилах («АЖ» №16 от 19.04.12, «Он погиб под Харьковом»).
Поисковики, которые помогли разыскать Адилгали его деда, прислали ему сведения о новых захоронениях солдат 81-й стрелковой дивизии (список захороненных там гурьевчан мы опубликовали в той же статье).
В прошлом году поисковики завершили работу по созданию списков погибших в селах Перковка и Хотомля (50-70км от Харькова), расположенных на том же Старо-Салтовском направлении. Среди них и несколько сотен призывников Гурьевской и Уральской областей, чьи родственники долго, но безуспешно пытались узнать об их судьбе. И вот они найдены, надо лишь уточнить правописание непривычных славянскому уху имён и фамилий, поскольку они искажены порой до неузнаваемости. Именно поэтому, говорят украинцы, в списки, выбитые на мемориальной доске в Перковке, не вошли захороненные там казахстанцы.
“В Перковке памятник есть, в том году поставили на средства, выделенные сельсоветом, и на пожертвования, – пишет руководитель казахского землячества в Харькове Макка КАРАЖАНОВА. – Имена казахстанских солдат не внесли, ждали до последнего, но дальше тянуть было нельзя. Внесли только те, в которых были уверены на все 100%. В результате получается, что многие из тех, кто найден в братской могиле, по-прежнему числятся на сайте www.obd-memorial.ru без вести пропавшими. В ваш военкомат писали, даже ходили (волонтёр Роман из Атырау), обращались в министерство обороны Казахстана и в посольства Казахстана в Украине и в России – тишина. Ждали уточнённого списка из вашего военкомата, он не пришёл, а вносить с ошибками не рискнули. Если списки уточнить и собрать деньги, местные всё сами сделают”.
Макка Каражанова: – Чем больше занимаюсь 81-й дивизией, тем более понимаю – насколько они были друг за друга. Достоверно известно, что казахи (казахстанцы) никогда не оставляли своих на поле боя, выносили во что бы то ни стало.
Объём захоронений очень большой, и даже при всех титанических усилиях украинских поисковиков упорядочить сведения и избежать ошибок очень сложно. Присмотревшись к присланному снимку мемориала, Адилгали обнаружил пять фамилий из «нашего» списка. Правда, искажённых. Может, именно поэтому они и выбиты на доске. Например, переделанная на «Мурзан» фамилия Мурзин теряет свою азиатскую нотку. Но непонятно, какие родственники и откуда опознали казаха Курмаша с условно неказахской фамилией Мурзан? Да и другие фамилии, внесённые на мемориальную доску, претерпели серьёзные изменения. Всё это только обостряет необходимость работы по уточнению списков и опознанию погибших.
Списки, более-менее причёсанные украинцами, довёл до читабельного состояния Адилгали, неожиданно для самого себя ставший волонтёром. Для этой работы необходимы чутьё и особые навыки: я видела первоначальный вариант и, кажется, никогда бы не додумалась, что Кушин Басков это Кушим БАРАКОВ, а УАЛИН Кене до правки был Валин Нене.
– Многие фамилии, имена и адреса были неразборчивы и искажены. Исправил по-своему, чтобы хотя бы приблизить к привычному для нас звучанию. Окончательные поправки, конечно, смогут внести только родственники. Все данные взяты из донесения №0606 от 17.06.1942 г. «О безвозвратных потерях с 10.05. по 20.05.1942 г.». Электронную копию донесения можно посмотреть на сайте www.obd-mеmorial.ru.
Прошло 70 лет с начала той чудовищной по числу жертв войны. Пора снять бремя безвестности с героических наших отцов, дедов и прадедов и отдать им должное. На миру и смерть красна, а что хуже безвестной гибели героев? Неблагодарность.
Дети, внуки и правнуки славных предков, отзовитесь!
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА