Участники конной исторической экспедиции «Евразия», стартовавшей в Будапеште, вынуждены были прервать свой поход в Атырау. Причина – здесь для них не нашлось лошадей.
1 марта в Будапеште стартовала конная экспедиция «Евразия», состоящая из трёх венгров, которая следует по проложенному некогда своими предками пути из Центральной Азии в Европу. Казахстанскую границу они пересекли 24 апреля через Астрахань. По словам директора проекта Иштвана БЕНЦЕ (на снимке), они покрыли конным ходом более 2 тысяч километров. Каждая принимающая сторона (Румыния, Украина, Грузия, Азербайджан, Россия) обеспечивала их за арендную плату лошадями на выбор. Маршрут был заранее согласован во всех странах по пути следования, в том числе и в Казахстане. В длинном списке попечителей проекта, который мне показал Бенце, значится и директор областного историко-краеведческого музея Койшыгул ЖЫЛКИШИЕВ. Тем неожиданней оказался приём. Вернее, его отсутствие.
– По традиции наших предков мы хотели зайти поздороваться к вашему акиму. Вышел оттуда человек в погонах, стал допытываться, что мы тут делаем в этой древней одежде, да ещё и с саблями – так и не впустил, – говорит Иштван. Он недоумевает, почему аким, который так хорошо принял его три года назад, на этот раз не был столь гостеприимен.
– У меня даже сохранилась его фотография,– Иштван показывает снимок, где он запечатлён с экс-акимом города Салимжаном НАКПАЕВЫМ. И спросил, где его можно найти. Я деликатно промолчала.
Это уже второй подобный поход. В 2009-м Иштван участвовал в экспедиции «От Золотого человека до Атиллы». Маршрут тоже проходил через Атырау, и власти в лице тогдашнего акима города С. Накпаева встретили их совсем по-другому.
По словам Иштвана, на этот раз в трёх областных управлениях – культуры, спорта и сельского хозяйства – где они пытались провести переговоры, от них попросту отмахивались, ссылаясь друг на друга.
– Что ж, до Актобе придётся ехать на поезде. Далее направимся в Тургай, а 6 июля планируем прибыть в Астану, где и завершится первый 6 000-километровый этап нашей экспедиции, – говорит И. Бенце.– Второй этап протяженностью 1 400 километров пройдёт через Иран и завершится в древнем городе Шираз. Мы считаем, что эта конная экспедиция послужит дальнейшему развитию дружеских отношений между евразийскими братскими народами не на политической или религиозной основе, а на основе древней общности.
Фаркаш ЧЕМЕЗНе вдаваясь сейчас в подробности, надо сказать – общность есть. Учёные выводят этническое происхождение современных венгров из древней Степи. В Средней Венгрии и сегодня самому уважаемому гостю подают голову барана. Они считаются католиками, но в глубинке там до сих пор не умер дух тенгрианства. И, конечно, оттуда, из глубины веков, эта неистребимая тяга к лошадям. Иштван, по профессии хирург, держит небольшой табун. Как он сам признаётся, лошади, история, изучение своей родословной – главные хобби в его жизни.
– Например, я знаю, что мой ру – Кыпчак из Тургая. Мой соратник, этнограф Фаркаш ЧЕМЕЗ тоже из ру Кыпчак. От Тургая до Венгрии огромное расстояние, но это нам не мешает. Ведь мы кочевники. Сесть на коня и приехать на родину предков нам ничего не стоит, – смеётся Иштван.
Ещё один участник экспедиции, этнограф Шандор БЕРЕШ считает, что он из рода Берiш.
Шандор БЕРЕШ– Мы всегда искали ответ на вопрос: почему мы не похожи на другие европейские народы. Я испытал необъяснимый трепет, когда общался в Атырау с людьми из ру Берiш, – говорит Шандор.
Гости говорили на английском, причём переводчик специально приехал из Актобе, чтобы помочь. А что же наши? Отчего такой холодный приём? Вот что сказал мне начальник областного управления культуры Нурлан ЕРГАЛИЕВ:
– Мы не смогли найти для них лошадей. Они планировали от Курмангазы, меняя лошадей, доехать до Аккистау, затем через Атырау и Махамбет проследовать в Актобе. Но никто, даже за деньги и с возвратом, не отдаст своего коня, который должен будет ежедневно преодолевать расстояния по 50-60 километров.
28 апреля венгры уехали из Атырау на поезде в Байганинский район Актюбинской области. Там их уже ждали с отборными лошадьми.
Сания ТОЙКЕН
Фото Каната ЕЛЕУОВА