В редакцию
газеты ТОО «Ак Жайык» обратился за помощью известный журналист,
писатель, кинодраматург, кинорежиссер Карл ИСАБЕКОВ, проживающий с 2011 года в
России. Причина его обращения заключается в том, что он не смог вернуть свои
пенсионные накопления за 16 лет трудового стажа в Казахстане в размере 268 784 тенге. По его четкому убеждению, эти деньги
были выплачены другому человеку, так как на момент их выдачи К. Исабекова в
Казахстане не было.
Вот его письмо: «Я живу в России со своими детьми и внуками с бессрочным видом на жительство, однако остаюсь гражданином Казахстана. Суть моего письма в том, что мои пенсионные накопления были присвоены неизвестным человеком 30 декабря 2013 года. О том, что моих денег нет в ЕНПФ, я узнал только спустя 10 лет - в июне 2023 года, т. е. в прошлом году. Однако, я совершенно уверен в том, что в те предпраздничные дни 2013 года я не получал эти деньги, так как находился в России в кругу семьи.
Уточню, с мая 2013 года получаю выплаты из пенсионного фонда России в Томске. Дело в том, что 45 лет своей трудовой деятельности я отдал России и 16 лет - Казахстану. В доказательство того, что на момент 30 декабря 2013 года я был в Томске, есть официальное Определение суда от 25 декабря 2013 года, где указано, что я как истец находился в суде по поводу неправильного подсчета моего трудового стажа. Иначе говоря, я никак не мог до окончания суда покинуть страну. Очередные судебные заседания состоялись и 26, затем 27 и 29 декабря 2013 г. К тому же на тот момент из Восточной Сибири до Атырау нужно было ехать пять дней.
Однако для руководства и сотрудников ЕНПФ мои доказательства, что в этот день я просто физически не мог оказаться в Атырау и получить свои пенсионные накопления, не имели значения. Они верят своим бумагам, в которых написано, что я получил деньги спустя 12 дней после моего обращения к ним. В них напечатано, что я якобы получил свои пенсионные накопления 30.12.2013 года в филиале ДБ АО «Сбербанк» г. Атырау согласно моему заявлению от 24 декабря 2013 года. А утром 25.12.2013 г., как вы уже знаете, я присутствовал на судебном заседании в г. Томске в Сибири.
Ознакомившись с документами, высланными мне из ЕНПФ г. Атырау в Россию, я не узнал ни моего почерка, ни подписи. Они фальшивые.
Еще одна немаловажная деталь – я никогда не имел пенсионные накопления в Сбербанке г. Атырау, потому как никогда не был клиентом этого банка и, соответственно, не имел счета в этом банке.
Что касается счёта, то он у меня был в Кредит-банке, который я закрыл еще в 2011 году, эмигрировав в Россию.
В свой визит в Атырау, чтобы решить этот вопрос, я сходил в главный офис Сбербанка (за ТЦ «Атырау», на пр. Сатпаева, который в июне 2023 г. назывался уже по-другому). Там по моей просьбе должностные лица банка, в том числе Аскар БИСАЛИЕВ, искали в архиве банка мой счет с 2010 г. по настоящее время, а также и платежную ведомость за 30.12.2023 г., но так и не нашли. И сделали следующее заключение: «В 2013 г. вы не были клиентом нашего банка, следовательно ЕНПФ г. Атырау не мог перечислить ваши пенсионные накопления на ваш счет, который тоже отсутствовал в Сбербанке».
Кроме того, в ЕНПФ не смогли в доказательство выплаты мне пенсионных накоплений показать и выдать мне платёжную ведомость, в которой я должен был написать словами сумму получаемых мной денег и поставить свою подпись. По поводу этой платёжки из ЕНПФ написали: «Предоставление копий платёжных документов не представляется возможным».
Однако, известно, что по закону РК ЕНПФ и любое другое госучреждение обязано выдавать любые документы или его заверенные копии гражданину по его требованию, если эти документы касаются его интересов.
Таким образом, налицо факт, что мои пенсионные накопления в сумме 368 882,32 тенге (а по подсчетам бухгалтеров ЕНПФ - 268 784 тенге) были украдены неизвестным.
Мне сейчас 73 года, и в таком возрасте трудно зарабатывать на жизнь физическим трудом. А интеллектуальный труд в наше время, к сожалению, не дает никаких перспектив на этот счет.
Я неоднократный лауреат международных и российских литературных конкурсов и кинофестивалей. О моей творческой работе, писательской деятельности ваша газета писала ещё при жизни Абдильды МУКАШЕВА, основателя газеты «Ак Жайык». В 2012 году в типографии были напечатаны две мои книги - «Опасные пришельцы» и «Виртуальное дитя». Произведения из этих книг, опубликованные на российском национальном литературном портале «Проза.ру», теперь известны читателям СНГ, Европы и Америки. К настоящему времени мои произведения в электронном виде прочитали более миллиона людей по всему миру. В 2019 году я стал финалистом российской национальной литературной премии «Писатель года» и награжден Российским союзом писателей литературной медалью Анны Ахматовой за значительный вклад в современную русскую литературу. После этого я получил еще две лит. медали РСП: 2022 г. - медаль М. Цветаевой, в этом, 2024 г. - медаль М. Лермонтова. Сейчас я снова номинирован на соискание российских литературных премий «Наследие» и «Писатель года» за 2024 год, результаты которых будут известны в 2025 году. К сожалению, все эти награды не имеют денежного эквивалента.
Поэтому я живу только на свою скромную российскую пенсию. Сумма в 268 784 тенге не маленькая, но какая бы она ни была, это все же мои деньги, которые принадлежат мне по праву.
Карл Шугаевич Исабеков,
журналист, писатель,
кинорежиссер и сценарист".
Для того чтобы прояснить ситуацию с
выплатой пенсионных денег, «АЖ» обратился с запросом в филиал ЕНПФ в Атырауской
области.
За подписью директора филиала Козыбака КУЛЬБАРАКОВА получили такой ответ: «Сведения об остатках и о движении денег на индивидуальных пенсионных счетах вкладчиков (получателей) составляют тайну пенсионных накоплений, которую гарантирует ЕНПФ. Должностные лица, работники ЕНПФ, которые в силу осуществления своих служебных и функциональных обязанностей получили доступ к сведениям, составляющим тайну пенсионных накоплений, не вправе разглашать сведения и несут за их разглашение ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан…
…На основании изложенного, учитывая, что запрашиваемые редакцией сведения о выплате пенсионных накоплений Исабекова К. относятся к тайне пенсионных накоплений, а также принимая во внимание, что редакция не входит в перечень лиц, которым может быть раскрыта тайна пенсионных накоплений, определенный пунктом 4 статьи 55 Кодекса, раскрытие тайны пенсионных накоплений в отношении Исабекова К. не представляется возможным.
Вместе с тем отмечаем, что ранее ЕНПФ на основании обращений Исабекова К. Ш. последнему была представлена исчерпывающая информация об осуществленных выплатах его пенсионных накоплений, в том числе с представлением подтверждающих выплаты документов».
Вопросы редакции, которые задавались в письме - каким образом пенсионные деньги оказались в банке, где у К. Исабекова не было счета и есть ли доказательства перечисления ЕНПФ в банк - остались без ответа. Ознакомившись с ответом, предоставленным редакции, К. Исабеков ответил, что информация из ЕНПФ не была исчерпывающей, так как ему не были предоставлены копии платежных документов, которые бы доказали, что он получил свои деньги и где бы он поставил свою подпись по факту получения.
- Я надеюсь, что моя ситуация заинтересует профильные ведомства, которые раскроют преступление, совершенное неизвестными лицами, и обратят внимание на несовершенность сохранности личных данных граждан в ЕНПФ и возвратят мне мои деньги, - заключил К. Исабеков.
Тем временем журналист планирует обратиться с заявлением в прокуратуру города Атырау с просьбой провести тщательное расследование его ситуации.
Анастасия ШЕРСТЯНКИНА