Атырау, 2 мая 07:06
 ясноВ Атырау +20
$ 442.05
€ 474.14
₽ 4.74

Мейрим Калауи: про шугу, новые счётчики и бюджетные миллиарды

8 310 просмотров

С ноября прошлого года достаточно проблемное КГП «Атырау облысы Су Арнасы» возглавил Мейрим КАЛАУИ, экс-аким города, которому корреспондент «АЖ» задал несколько вопросов.

Город спасут плавучие водозаборы?

- Мейрим Жоламанович, начнем, пожалуй, с декабрьского ЧП, из-за которого город остался без водоснабжения. При этом представитель предприятия комментировал, что такого не было уже лет 20. Это не так. Аналогичная ситуация, один в один, имела место 10 февраля 2020-го. Неужели она ничему не научила?  

- Водоподъем на Первом участке по улице Белинского построен в 40-х годах прошлого века. 80 лет назад водозаборные шахты находились на 6-7-метровой глубине, поэтому образование шуги на реке никак не влияло на их работу. А сейчас они расположены на глубине всего 10-15 сантимеров от уровня воды! Из-за обмеления шуга забила рыбозащитные сетки на шахтах.   

Данное ЧП произошло спустя месяц после моего назначения. Я обратил внимание на некоторые организационные упущения – отсутствовала подача горячей воды и воздуха, чтобы препятствовать кристаллам льда забивать рыбозащитные сетки. Но сейчас все это уже налажено. Интервью, кстати, не состоялось тогда по «горячим следам» в декабре, как вы просили, потому что мне нужно было время, чтобы полностью вникнуть во все нюансы работы предприятия.

Далее. Заложены финансовые средства и проводятся тендерные процедуры на водолазные работы, чтобы оперативно привлекать специалистов, так как водная шуга может быть и предстоящей весной, и осенью.

А главное то, что акиматом города разработан проект нового водозабора, строительство которого ожидается в текущем году. Это плавучая насосная станция мощностью 180 тысяч кубометров в сутки. Она имеет техническую возможность перемещаться по реке, параллельно обеспечивая бесперебойную подачу воды. С введением плавучей станции в эксплуатацию подобного рода инциденты будут исключены, так как у нее есть устройство, отталкивающее шугу и другие механические препятствия. Данная станция заменит старый водоподъем на Первом участке.  

 Также готов проект по строительству фильтровальной станции №6 на 60 тысяч кубометров в сутки. Ее построят на территории водоочистного сооружения (ВОС) №1 на улице Белинского, где идет основная водоочистка. Таким образом все наши объекты на Первом участке будут модернизированы. Сейчас проекты плавучей и фильтровальной станций проходят госэкспертизу. 

И, как известно, в пригородном поселке Береке строится фильтровальная станция №5. Изначально проектом был предусмотрен стационарный водозабор, но потом поменяли на плавучий – Урал ведь везде сильно обмелел. Возможно, пятую фильтровальную запустят до зимы, и в случае наступления шуги она подпитает город.

 Абонентов поставят на импульсный счётчик

- В прошлом году было объявлено о предстоящей автоматизации и цифровизации систем водоснабжения. На какой стадии реализация этого проекта?

- Он готов, до середины февраля будет проходить госэкспертизу, а в марте мы намерены подать заявку о финансировании из бюджета. Этим двухгодичным проектом предусмотрена установка приборов учета, датчиков давления, автоматики на всех производственных участках: начиная с магистральных сетей и заканчивая как микрорайонами, так и отдельно взятыми многоквартирными домами, а их у нас 1300.

Реализация проекта даст полную картину по всему городу – где какое давление и расход воды. Она поможет выявить и причину потерь воды, которая, например, в летний период доходит до 25%. Это очень много! Почему так? Однозначного ответа нет. Есть недобросовестные потребители, особенно в частном секторе, которые воруют воду, подключая скрытые отводы. Есть бесхозные дома, которые никем не обслуживаются – ни КСК, ни ОСИ. Есть также 454 километра (из 1600) бесхозных водопроводных сетей...

А когда установим приборы, все данные с них будут передаваться в наш диспетчерский центр. В итоге мы увидим, сколько подаем воды и ее реальное потребление по счетчикам. Полученная разница – это и есть потери, причину которых выясним точечно и примем меры.

Стоимость проекта – около 4 миллиардов тенге из бюджетных средств в рамках реализации правительственной программы, то есть расходы никак не отразятся на тарифе, либо каким-то другим образом не ударят по карману потребителей.

Параллельно с начала этого года мы начали обязывать абонентов устанавливать современные импульсные приборы учета воды, которые посредством модема через GSM напрямую передают показания нам. Установка – уже за счет самих потребителей. И это не наш каприз, а требование Водного кодекса, где данную норму прописали еще в 2015 году. Это практикуется уже во многих городах Казахстана: Шымкенте, Павлодаре, Астане…

Мы не требуем немедленно всем 130 тысячам абонентов поменять счетчики, а только по истечении срока их эксплуатации – по регламенту это пять лет. Пока начали с юридических лиц, из числа которых почти 200 уже установили импульсные приборы учета, а потом перейдем и к физлицам. Думаю, за 5-6 лет весь город можно будет перевести на цифровые счетчики. Повторюсь, это требование Водного кодекса.

 Для удобства потребителей

- Значит, в службе контролеров, которые ходят по домам и квартирам, больше не будет необходимости?

- Контролеры пока остаются, но со временем человеческий фактор минимизируем. Это также станет одним из способов снижения расходов предприятия. К слову, у нас внедряется внутренний электронный документооборот. А то до сих пор все по старинке, на бумаге, на покупку которой тратятся немалые деньги – четыре миллиона тенге в год. 

Хочу еще немного рассказать о новшествах в сфере работы с населением. Зачастую, когда к нам по тому или иному вопросу приходит потребитель, то его сначала направляют в один отдел, оттуда во второй, третий… Касса у нас в четвертом месте находится, канцелярия в пятом. Всё разбросано по территории базы. Поэтому весной на бюджетные средства начнется строительство отдельного фронт-офиса, где посетители могут разом решить все вопросы безо всякого хождения по кабинетам.

Кроме того, получить необходимые консультации либо оставить заявку можно будет, позвонив на единый номер из четырех цифр. Подробнее о нем мы сообщим позже.  

…Меняется процедура оформления устанавливаемых приборов учета воды. Согласно существующей практике, потребителю приходится несколько раз приезжать к нам в офис – сначала писать заявление на снятие пломбы, потом на опломбирование, производить оплату. Теперь все это можно будет сделать не выходя из дома. И бланки заявлений, и QR-коды наших банковских партнеров для оплаты услуги будут на руках у контролеров. Это уже внедряется, но для полного перехода понадобится какое-то время.

 Обновление на полтора миллиарда

- Пару лет назад ваш предшественник в ходе пресс-тура рассказывал, что поставляемая по тендерам техника на 80% негодная, а китайские задвижки сразу ломаются. Какова ситуация на сегодняшний день?

- Да, к сожалению, такие поставщики есть. Мы, конечно, стараемся ужесточать техспецификацию, но Закон «О госзакупках» не позволяет прописывать дополнительные требования. Судебные же иски и придание статуса «недобросовестный поставщик» погоды не делают. Через какое-то время эти поставщики выходят из черного списка либо создают новое юрлицо, что несложно, и вновь участвуют в тендерах. Сейчас, кстати, обсуждается новый Закон «О госзакупках», после принятия которого ситуация, надеюсь, изменится.


На сегодняшний день у предприятия 104 единицы техники, 73 из них находятся в нерабочем состоянии. В связи с этим в декабре бюджетом выделено порядка 800 миллионов тенге на обновление автопарка в количестве 24 единиц. Купим новые «летучки» для наших бригад, ассенизаторы, илососную машину, которой у нас вообще нет. В отличии от ассенизатора, откачивающего жидкие стоки, илосос применяют в случаях, когда требуется удаление более плотных отложений – песка, ила, жира... Из-за отсутствия такой спецтехники наши рабочие чистят коллекторы, колодцы вручную – горожане видят это ежедневно. Отмечу, что в таком количестве техника не обновлялась последние лет десять.

Около 500 миллионов тенге выделено на приобретение электролизной установки для выработки гипохлорита натрия. Мы до сих пор в процессе очистки воды применяем опасный жидкий хлор, и гипохлорит натрия его заменит. Для его производства, возможно, будем использовать индерскую соль. К концу февраля определится поставщик, и в течение трех месяцев этот мини-завод установим на территории ВОС.

И, наконец, почти на 250 миллионов тенге приобретаем 40 современных насосов для канализационных насосных станций (КНС). Их в запасе практически не осталось и многие КНС резервных насосов не имеют. Надо сказать, что эта зима для предприятия проходит очень тяжело. Техника не успевает, население жалуется. Но всё это временно, положительные результаты обновления скоро станут заметны.

- А если купленная автотехника, насосы тоже окажутся некачественными?

- Да, такие риски есть. Это проблема не локальная, а в масштабах страны, и чтобы решить ее, необходимо повысить уровень ответственности предпринимателей-поставщиков. 

 Планов громадьё

- Год назад планировался проект капремонта 39,7 километра аварийных канализационных сетей…

- Проект получил положительное заключение госэкспертизы, средства из бюджета выделены, и уже объявлен тендер на проведение работ по первому этапу из трех. Весной начнется замена 12-ти километров сетей и коллекторов.

Это даст очень хороший эффект, который увидят, в частности, жители многоэтажек микрорайонов Авангард, Балыкши, Центральный, Нурсая и Привокзальный, чьи подвалы заливают нечистоты из-за того, что наши старые сети не справляются.

- Проектировался также и капремонт КНС…


- Сейчас 45 из 85 городских КНС в аварийном состоянии. ПСД на 25 КНС разработан, из них 9 крупных отремонтируют в этом году, а то следующую зиму они просто не выдержат. Акцент будет делаться на машинном отделении и шахтах, многие из которых деформированы и туда поступает почвенная вода. И здания самих КНС заменят.

Капремонт средней КНС, например, обойдется в сумму от 200 до 500 миллионов тенге, крупной – до 600-700 миллионов.

Добавлю, что в текущем году также начинается поэтапная замена водопроводных линий. Сначала это 30 самых сложных и аварийных километров, где местами до сих пор металлические трубы, установленные еще в 70-80-х годах прошлого века.

- Жители многих окраинных микрорайонов жалуются на высокий уровень подпочвенных вод. Септики, сколько ни откачивай, быстро заполняются.

- Да, в микрорайоне Жулдыз, например, вода уже разрушает жилые дома. И для решения этой проблемы в прошлом году из городского бюджета выделили средства на проектирование канализационных сетей со строительством КНС и с отдельным коллектором до левобережного КОС. На сегодняшний день разработчик ПСД - ТОО «Шындау» - завершил топосъемку и вносит в проект коррективы с учетом предложений наших специалистов. В частности, это прокладка на главных улицах самотечных, а на второстепенных – напорных коллекторов.

Скажу сразу – каждый домовладелец должен будет на собственные средства подключить к коллектору свой септик с установкой обратного клапана и насоса. Это выгоднее – один раз потратиться, чем ежемесячно несколько раз платить по 12 тысяч на услугу вакуума.

Начнем, скорее всего, с микрорайонов Мирас, Жулдыз и Береке, где наблюдается самый высокий уровень подпочвенных вод. А пока городским акиматом в пилотном режиме в мкр. Жулдыз ведется работа по откачиванию сточных вод и установке системы водопонижения в качестве временной меры.

 Немного о компетентности

- Ранее КГП предлагалось вместо повышения тарифа зарабатывать на продаже нефтяным компаниям очищенной КОС воды. Есть ли конкретные шаги в этом направлении?

- Несколько компаний взяли у нас пробы воды, но конкретных официальных договоренностей с кем-либо нет. Пока эту очищенную воду сбрасываем на поля испарения.  

- Год назад КГП повысило тариф на свои услуги. В качестве основных причин называлась необходимость увеличения зарплаты персоналу и реализация инвестиционной программы на 2023-28 годы в связи с переходом на принцип «Тариф в обмен на инвестиции». Расскажите, на что тратятся деньги потребителей?

- Начнем с персонала. В прошлом году средняя зарплата на предприятии доведена до уровня средней зарплаты по области в сфере водоснабжения и водоотведения, которая составила 284 тысячи тенге. Благодаря этому приостановлена утечка кадров. Более того, возвращаются ранее уволившиеся квалифицированные специалисты.

А инвестиционно тратится совсем небольшая сумма по сравнению с выделяемой от учредителя (акимата). В год это примерно 130-140 миллионов – на покупку задвижек, некоторых автомашин…. Крупных затрат, наподобие вышеперечисленных, которые финансируются из бюджета, нет. 

- Ваше назначение на должность руководителя КГП критиковалось в соцсетях – предприятием должен руководить крепкий «хозяйственник», т. е. человек, разбирающийся в коммуналке и с опытом работы в этой сфере.  

- Согласен, что у руля коммунального предприятия должен находиться человек с опытом работы, как говорится, «на земле». Но он, в первую очередь, должен быть менеджером с хорошими организаторскими способностями. У нас в КГП 22 службы: экономисты, программисты, энергетики, водопроводчики, автотранспортный цех, производственно-технический отдел… – вот ими должны командовать уже узкопрофильные специалисты.

За время, которое здесь работаю, я уже произвел ряд кадровых назначений. К примеру, ВОС два года руководил человек, не имеющий к ним никакого отношения, без соответствующего опыта и образования. Думаю, это тоже повлияло на ЧП с шугой. Аналогично и в службе КНС.  

- Считаете ли вы себя таким менеджером?

- Это покажет время и результаты работы всего нашего коллектива.

Ситуация на предприятии сложная: мы не можем вовремя и полноценно платить налоги, платить за электроэнергию, бензин, газ, за поставляемые материалы. Имеется несколько сотен миллионов кредиторской задолженности. Некоторые городские поставщики попросту не желают с нами работать, потому что предприятие вовремя не расплачивается.

Перед нами поставлена задача исправить эту ситуацию, есть план, и наши инициативы поддержаны руководством области, которое, собственно говоря, и направило меня сюда, чтобы решить проблемные вопросы.

- Связываете ли вы свою карьеру с дальнейшей работой в «Атырау облысы Су Арнасы» или уйдете при первой же возможности?

- Пока не думал об этом. Сперва надо поставить предприятие на ноги, создать для жителей и гостей города комфортные условия – и задача эта решаемая.

- Спасибо за интервью.

Лев ГУЗИКОВ

Фото автора, из архива «АЖ» и пресс-службы «Атырау облысы Су Арнасы»


12 февраля, 10:57

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz