Атырау, 2 мая 07:19
 ясноВ Атырау +20
$ 442.05
€ 474.14
₽ 4.74

Дноуглубление – вслед за убегающим морем

Видео
14 097 просмотров


Министерство транспорта Республики Казахстан 
озаботилось идеей сделать Урал и выход в море, то есть Урало-Каспийский канал, судоходным. Насколько это осуществимо в условиях катастрофического обмеления реки и Каспийского моря, которое отступило на несколько километров, превратив устье в непролазное болото глубиной не выше борта резинового сапога - в статье редакции «Ак Жайык».

Для сведения, Урало-Каспийский канал начинается от центрального моста: речная часть до острова Пешной занимает 35 километров, морская – от острова и до входного буя – 21 километр. 

Как известно, для поддержания водных путей в эксплуатационном состоянии чистить их необходимо регулярно – такова особенность Урала, иначе все усилия и затраты оказываются напрасны. Даже в тяжёлые послевоенные годы для борьбы с такими явлениями обмеления устья реки власти принимали энергичные меры. С первых дней навигации и до ледостава на Урало-Каспийском канале работала землечерпательная машина «Волжская-30», землесос «Сормово» и земснаряд «Сарептский затон», которые прокладывали пути для караванов судов из Гурьева в Каспийское море. 

С тех пор много воды утекло: зарегулированность реки, строительство водохранилищ в России и Башкортостане, борьба с половодьем, климатические изменения и прочее привели к тому, что в районе выхода в Каспийское море произошло сильное заиливание. Глубина некоторых участков, по информации профильных ведомств, теперь не более 50 сантиметров. Такое удручающее положение канала всерьёз озаботило министерство транспорта, так как в его планах маршрут Урало-Каспийского канала должен быть судоходным: планируется пустить крупнотоннажные суда, которые будут экспортировать серу компании "Тенгизшевройл" и полипропилен из KPI inc. в другие страны.

«Это лишает возможности транспортировки грузов по каналу. Рыболовные суда тоже сталкиваются с проблемой выхода в море из канала, а также не могут вернуться из моря в канал», - обрисовал ситуацию на пленарном заседании мажилиса депутат Дуйсенбай ТУРГАНОВ.

Не беря в расчет приморские села, которые выживают за счет моря, один из первых, кто пострадал в результате такой ситуации — это речной порт города Атырау. Модернизированный несколько лет назад и способный перевозить грузы до 50 тысяч тонн в год, призванный обслуживать суда, погрузки, выгрузки, приём, хранение и выдачу прибывающих грузов, он просто остался не у дел. Последний заказ, со слов директора речного порта Азамата ЗУЛКАРНАЕВА, предприятие получило, когда речной порт принял шесть барж с оборудованием для компании KPI. Это было в 2020 году. С того времени порт Атырау «живет» за счет аренды собственных складов и территорий частных компаний. 

Есть еще одна проблема - это процесс обмеления канала, который продолжается из года в год независимо от грандиозных планов на него министерства транспорта.

Согласно ответу Минтранса на запрос «АЖ», работы по дноуглублению Урало-Каспийского канала начнутся уже этой весной. В бюджете на 2024 год на эти цели предусмотрено 5,3 млрд тенге.

«Проведение дноуглубительных работ позволит достигнуть глубины 2,5-3 метров, что обеспечит безопасный проход крупнотоннажных судов через канал. Осуществление экспортных перевозок грузов планируется начать с 2026 года», - говорится в ответе вице-министра транспорта Республики Казахстан Максата КАЛИАКПАРОВА.

Какая компания будет привлечена на эти работы, пока неизвестно, а определение подрядчика по осуществлению дноуглубительных работ в морской части Жайык-Каспийского канала будет осуществляться в рамках проведения открытого конкурса. «На сегодняшний день ведутся работы по разработке технического задания по дноуглублению канала», - говорится в ответе Минтранса. Стоит заметить, что до начала работ осталось каких-то полтора месяца.

Если работы все-таки будут проведены, как быть с природной особенностью Урала, который имеет свойство заиливаться? Оказывается, и на этот счет есть свой план - работы отныне будут ежегодными. Для того чтобы они таковыми стали, и чтобы это сильно не било по республиканскому кошельку, они будут проводиться предприятиями уполномоченного органа. На сегодняшний день таковым является подведомственное республиканское государственное казенное предприятие «Қазақстан су жолдары». И поэтому создание дополнительного предприятия по содержанию канала в судоходном состоянии, по мнению М. Калиакпарова, «не считается целесообразным». 

Но вот беда – у компании нет соответствующего оборудования для проведения таких масштабных работ. И, как следует из ответа М. Калиакпарова, в эти 5,3 млрд тенге покупка земснаряда не входит. Вопрос строительства собственного земснаряда морского класса, как оказалось, все еще остается открытым. «На сегодняшний день проводится анализ судостроительных организаций из России и Китая», - говорится в ответе.

Шанс для речного порта

Но вернемся к речному порту. Как известно, ТОО Atyrau River Terminal планируется модернизировать вновь. О планируемых изменениях рассказал А. Зулкарнаев. С его слов, будет обновлена погрузочно-разгрузочная техника и удлинение причальной стенки. Расширение планируется в сторону пустующей прибрежной территории около «АтырауБалыка». 

Расширение территории порта будет проводиться за счет собственныхзаемных средств организации и, по возможности, бюджетных средств. Мы сможем открыть маршрут «Атырау - Астрахань», работая тем самым в туристическом направлении. В планах также перевозка через порт рабочих с месторождения Кашаган. Через канал из стран, граничащих с нами посредством Каспийского моря, можно импортировать овощи и фрукты. Когда порт получит второе дыхание, мы планируем построить склады для их храненияговорит А. Зулкарнаев.

- А как же быть с морем, которое отступает с каждым годом?

- Для судоходности канала планируется дноуглубление 12 километров и шириной 40 метров. В последующих годах, возможно, копать придется больше.

- То есть каждый год чуть больше, чем в предыдущем – вслед за убегающим морем?

- Верно.

Каким образом планируется провести дноуглубление Жайык-Каспийского канала, куда будут складировать песок, глину и как все это будет утилизироваться – конкретики нет. Изъятый в процессе производства дноуглубительных работ на Канале грунт будет удален в отведенные для этих целей места, расположение которых все еще согласовывается с уполномоченными органами. А начиная с 1 апреля и до 15 июля все работы должны будут прекратиться, так как начнется нерест. 

Отметим, что ведущееся уже почти год в Урало-Каспийском бассейне дноуглубление обеспечивает расчистку лишь рыбоходных каналов в сторону моря и к новому проекту отношения не имеет.

Анастасия ШЕРСТЯНКИНА

Фото речпорта, фото и видео автора

9 февраля, 14:22

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz