К общественным слушаниям ТШО 13 апреля 2012 года
ТОО «Тенгизшевройл» объявил о предстоящих 13 апреля с.г. публичных слушаниях по Проекту будущего развития (ПБР) на месторождении Тенгиз. Предлагаю читателям свою попытку анализа этого проекта и точку зрения на его экологические последствия.
МАСШТАБЫ ПРОЕКТА
Итак, ПБР является проектом третьего (и последнего?) поколения объектов месторождения Тенгиз. Все работы по нему, т. е. проектирование, строительство нового завода и прочих сооружений, бурение скважин, пробная добыча и эксплуатация намечены на период 2011-2017 гг., а затем будет продолжено бурение дополнительной сетки скважин до 2030 г. Дополнительно потребуется усовершенствование существующей транспортной инфраструктуры (ж.д., порты, автодороги).
Все работы инвестируются как будто бы за счёт средств ТШО в сумме до 16 млрд долларов, а на деле это элементарная реинвестиция за счёт Казахстана. В 2010 году на Тенгизе эксплуатировалось 105 скважин и ещё 16 скважин на Королевском месторождении, а по-новому ПБР будут пробурены ещё 71 добывающая и 21 нагнетательная скважины. После пуска ПБР пробурят ещё 114 скважин (для увеличения объёма добываемой нефти), итого число эксплуатируемых ТШО скважин достигнет 327.
В итоге ТШО (в 2020-х годах) доведёт добычу нефти до 34-36 млн тонн в год (сейчас 22-24 млн), газа до 19,9 млрд куб. м в год (ныне 13,6 млрд) и будет осуществлять обратную закачку сырого сероводородного газа в объёме до 8,6 млрд куб. м в год (пока 2,3 млрд). В период строительства на ПБР будет использован труд 15 000 рабочих, а по его окончанию обслуживающий персонал построенных объектов составит всего 200 человек. При эксплуатации месторождения объёмы выбросов в атмосферу составят 35 тысяч тонн в год, а отходов производства – 13 801 тонна в год.
ЧТО ОБЕЩАЛ ПРОЕКТ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ?
Прежде надо вспомнить практику ТШО по предыдущему Проекту второго поколения (ПВП) с Проектом закачки газа (ПЗГ), которые должны были повысить коэффициент извлечения нефти, но фактически были предназначены для захоронения сырого сероводородного газа, добытого вместе с нефтью. Реализация этих проектов должна была увеличить добычу нефти на Тенгизе до 30 млн тонн в год, но сейчас добывается всего 22 млн.
Общественные слушания по ПВП и ПЗГ были проведены в Атырау и Кульсары в апреле 2003 г. В эти проекты ТШО инвестировал 3 млрд долларов, которые на деле являются частью казахстанской доли от тенгизской нефти. Взамен Казахстану обещаны массовое привлечение местных услуг и товаров, занятость населения, улучшение инфраструктуры области и т. п. Эти обещания сбылись не полностью.
На слушаниях в г. Кульсары (24.04.2003 г.) люди задавали прямые вопросы:
– каков мировой опыт и опыт ТШО обратной закачки газа (такого опыта на самом деле нет ни у кого);
– будут ли письменные гарантии безвредности объектов ПВП;
– будет ли скидка в 50% цены на бытовой газ;
– какова связь между ростом болезней, количества инвалидов и неблагополучной экологической ситуацией на Тенгизе и т. д.
Какими были ответы и действия ТШО, известно любому жителю Жылыойского района.
На общественных слушаниях в г. Атырау (22.04.2003 г.) вопросы к ТШО были посложнее. Так, академик Муфтах ДИАРОВ сказал: «ТШО, находясь на берегу Каспийского моря, совершенно не занимается его проблемами. Количество и виды выбросов на Тенгизе давно превысили все допустимые нормы, ни разу не были обнародованы результаты анализов сернистых веществ Тенгиза. Голословное утверждение ТШО об их безвредности однозначно опровергается наукой и Всемирной организацией здравоохранения».
Другие оппоненты ТШО (в т.ч. и я) утверждали, что обратная закачка воды (а не газа) в залежи нефти более безопасна и эффективна для поддержания пластового давления и увеличения нефтеотдачи, причём на весь период эксплуатации Тенгиза. Обратная закачка газа (подробности далее) – это лишь непродуманные до конца опасные игры и попытки «загнать джина обратно в бутылку», но ТШО ведь не волшебник и не Аладдин!
Тогда же без ответа остались многие вопросы, как то: истинное состояние окружающей среды в районе Тенгиза (на суше и море); был ли экологический аудит по определению ответственности и рисков; каково трансграничное влияние выбросов с Тенгиза; сколько людей из персонала ТШО и местного населения заболело и погибло от экологических последствий разработки; каков размер компенсаций и страхового полиса.
Также были заданы вопросы о том, насколько изношено оборудование заводов, скважин, трубопроводов от постоянной сероводородной коррозии; где проект озеленения территории Тенгизского комплекса; будет ли ликвидирована разница в зарплате иностранных и местных специалистов; когда в СМИ будет публиковаться постоянная сводка ТШО об экологическом состоянии Тенгиза. К слову, ни в прежних, ни в новом проекте, вообще не упоминаются аварии и опыт их предотвращения. Из опыта соседей известно, что разрушение оборудования на подобном объекте в Аксарайске (Астраханская область) от сероводородной коррозии происходит за 6 лет. А на Тенгизе большая часть оборудования эксплуатируется по 10-20 лет! Также напомню, что на практике обратная закачка газа в залежь (при ПВП) применялась без разработанной нормативно-методической документации, что тоже являлось грубейшим нарушением Закона «О недропользовании».
ЗАКАЧКА ГАЗА ПОГУБИТ ТЕНГИЗ
Все эти проблемы Тенгиза актуальны до сих пор, т. к. в новом ПБР нет практического решения перечисленных вопросов. А по ПВП, несмотря на ограничения, ТШО практиковал добычу нефти сверх установленных лимитов (ещё с 2005 года) и причина тому – рост мировых цен на нефть. В результате мы получили дополнительные миллионы тонн серных отходов, за что, кстати, ТШО пришлось платить штрафы (до 37 млрд тенге).
Теперь несколько подробнее о различных вариантах добычи нефти на Тенгизе. Первый – в естественном режиме, Второй – в режиме закачки воды, Третий – в режиме обратной закачки сырого газа. В продуктивных пластах Тенгизского месторождения есть 3 объекта разработки, гидродинамически связанных между собой и фактически представляющих единую залежь нефти, которую можно эксплуатировать вторым или третьим методом.
По теории, при обратной закачке сероводородного газа, из-за огромной разницы между исходным давлением насыщения нефти в залежи и давлением закачки газа из нагнетательной скважины, якобы газ интенсивно поглощается нефтью, которая в результате вытесняется из коллектора пласта в добывающую скважину. Однако известно, что в разных участках нефтяной залежи наблюдаются самые различные коллекторские свойства пород, и именно это обстоятельство усложняет управление пластовыми процессами при добыче нефти. Проще говоря, впоследствии этот метод разработки залежи, при ускоренных прорывах закачанного газа (через нагнетательные скважины) в добывающие скважины, приведёт к неравномерной выработке нефти из пласта, что чревато в будущем потерями объёмов добычи, да и вообще самой залежи. А ведь это противоречит законодательству о недропользовании!
Кстати, по мнению многих казахстанских специалистов, при закачке воды в пласт коэффициент извлечения нефти (КИН) намного выше, чем при закачке газа, и во всех отношениях этот метод более надёжен и безопасен, что доказано мировой практикой.
ПЛЫВИТЕ ПРЯМИКОМ ДО ТЕНГИЗА
Есть и другие вопросы по ПБР. Например, для объектов третьего поколения предусмотрена доставка кружным путём из Европы на баржах 120 тысяч тонн модулей (сборные конструкции). Путь лежит через Волго-Донской канал, Волгу, Каспийское море и реку Урал. Водным путём прибудут в г. Атырау 200 модулей, весом от 200 до 1 500 тонн каждый. Затем эти крупногабаритные грузы на трейлерах по специально построенной дороге доставят на Тенгиз. А многомиллиардные затраты на всё это якобы осуществит сам ТШО. Ещё раз повторюсь: эти расходы будут компенсированы за счёт добытой нефти. И вообще, специальную автодорогу вдоль КТК до Тенгиза надо инвестировать самому ТШО и другим членам КТК, ибо это в их коммерческих интересах. Так вот, кроме прочего, на морской авандельте и в русле реки придётся прорыть канал длиной 50-60км, а это немалые расходы.
Было бы проще и дешевле, не заходя в заповедную реку Урал, эти баржи с модулями направить в прибрежные районы близ Тенгиза и далее по прорытому по дну моря каналу (длиной 40-50 км) доставлять эти спецгрузы прямиком на Тенгиз. Тем более, что такой опыт имеется: в середине XX века в том же районе успешно эксплуатировались подобные прорытые на морском мелководье каналы, и по ним через море вывозили эмбинскую нефть. В ответ на наше предложение представители ТШО лицемерно заявили о своей «отеческой заботе» об экологии этого уголка Каспия возле Тенгиза. Однако их позиция в этом вопросе не логична, «от лукавого» и вообще не соответствует действительности. Получается, что устье Урала, заповедник «Ак Жайык», рыбацкие посёлки и город Атырау не заслуживают такой заботы, как пустынный уголок на востоке моря?!
УСТАРЕВШИЕ ЦИФРЫ
В ПБР сведения о концентрации в атмосфере Тенгиза сероводорода, диоксидов серы и азота, оксидов углерода и прочих ядовитых веществ даются по состоянию на 2005-2008 гг. А что, подобная информация за 2009-2011 гг секретна или вообще неизвестна ТШО? Такая же устаревшая информация приводится в проекте по валовым и удельным выбросам ТШО, объёмам добычи нефти и т. п. В проекте даже заложено энергоснабжение посёлка… Сарыкамыс, которого сейчас в помине нет около Тенгиза!
Напомню, что ещё до реализации проекта (т. е. прямо сейчас) ТШО надо осуществить полноценные экологические фоновые исследования в своём районе, провести социально-экономический анализ и прочие работы.
Все вопросы по Проекту второго поколения остаются в силе и для ПБР (см. выше).
А ТЕПЕРЬ О ДОХОДАХ
ТШО, по утверждению независимых экспертов, в последующем, за счёт расширения парка компрессоров, увеличения в 3 раза объёмов обратной закачки сырого газа, большого числа скважин намеревается получить временную, но высокую нефтеотдачу на Тенгизе. В итоге достигается уровень добычи нефти в 32-36 млн тонн в год, и тогда минимальный доход ТШО составит около 300 млрд долларов, причём даже при низких мировых ценах на нефть за весь период эксплуатации (1993-2032 г.). А что к середине XXI века останется Казахстану на Тенгизе – это их мало волнует! К слову, за 15 лет (1993-2008 г.) Казахстану достались аж целых 39 млрд долларов.
У ТШО есть другие способы получения сверхдоходов, причём дополнительных. Так, по проектам ПВП и ПЗГ, удельный вес эксплуатационных затрат составляет 3,47 доллара за 1 баррель нефти (он будет ещё меньше при массовой добыче по ПБР), но к концу срока всех проектов у ТШО эти расходы странно и резко… увеличиваются! То же будет и в новом ПБР, и вообще, по расчётам ТШО, за период 1993-2032 годов эксплуатационные расходы составят около 31 млрд долларов. Однако подчеркну, что во всех проектах ТШО всегда отсутствуют статьи расходов по страхованию, хотя объекты Тенгиза относятся к категории особо опасных. И ещё раз напомню, что все эти «инвестиции» по 3 проектам будут компенсированы за счёт казахстанских объёмов нефти.
К тому же, в капитальных затратах намного увеличена средняя стоимость бурения каждой новой скважины (около 18 млн долларов) и цена транспортировки нефти. И в общей сумме тут счёт пойдёт на ещё несколько десятков миллиардов долларов.
Также во всех проектах заложена такая «дисконтная ставка» и «ускоренная амортизация», что далее ТШО больше не будет осуществлять каких-либо инвестиций в Тенгиз, а РК потеряет ещё несколько миллиардов долларов из-за подобных махинаций. Говоря иначе, все эти профессиональные хитрости монстра «казахстанской» промышленности прямо приводят к уменьшению суммы роялти для РК.
Самый большой бриллиант в имперской короне компании «Шеврон-Тексако» – это месторождение Тенгиз, который является природным богатством РК, а не ТШО. И его можно бережно и экологично разрабатывать в течение всего XXIвека, но с годовой добычей нефти не более 15 миллионов тонн (рекомендация академика М. Диарова). А Проект будущего развития на Тенгизе предназначен для элементарного грабежа ресурсов страны.
С уважением к читателям, ваш волонтёр.
Махамбет ХАКИМОВ, Председатель «Каспий табигаты»