«Тенгизшевройл» до сих пор ведет переговоры с акционерами нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан о транспортировке своей нефти
Несмотря на подписанное еще в 2006 году между лидерами Казахстана и Азербайджана соглашение о прокачке казахстанской нефти на мировые рынки по трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан, в последние три-четыре года этот маршрут почему-то, остается закрытым для нашего сырья с месторождения Тенгиз.
Дело, как выяснилось, в кабальных условиях, которые предъявляются тому же «Тенгизшевройлу» при входе в трубопровод на территории Азербайджана.
Напомним, что летом 2006 года президенты Казахстана и Азербайджана подписали соглашение о транспортировке казахстанской нефти по трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД), которое предусматривает прокачку 25 млн тонн казахстанской нефти с двух крупнейших месторождений республики – Тенгиза и Кашагана.
А через два года, то есть в конце октября 2008 года, первые танкеры, груженные тенгизской нефтью, двинулись по Каспию из порта Актау в направлении Баку. И в первых числах ноября началась прокачка нашего «черного золота» по Баку – Тбилиси – Джейхан с выходом на Средиземное море и далее на мировые рынки.
Это было важное для отечественной «нефтянки» событие, так как Казахстан, верный курсу диверсификации маршрутов поставки энергоресурсов на мировые рынки, начал транспортировку своей нефти по альтернативному маршруту, каковым изначально и задумывался трубопровод Баку –Тбилиси – Джейхан.
Этот факт означал завершение эры полной зависимости республики от маршрутов, проходящих через территорию России. Также напомним, что в настоящее время львиная доля казахстанской нефти идет на экспорт по Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК), который проходит по территории нашего северного соседа.
Осенью 2008 года первая партия тенгизской нефти, вошедшей в БТД, составила 300 тысяч тонн. Следом за первым объемом, вопреки прогнозам скептиков, вошел и второй. Предполагалось, что ТШО по Кавказскому коридору будет отправлять с учетом год от года нарастающей нефтедобычи почти половину добываемого объема.
Однако в последние три-четыре года БТД оказался почему-то закрытым для нефти с Тенгиза. Главный акционер ТШО – американская компания «Шеврон» – предпочитал отправлять, говоря о Кавказском коридоре, часть своих добываемых объемов (помимо КТК) по железной дороге, а не по Баку – Тбилиси – Джейхан.
Хотя любой нефтяник подтвердит, что трубопровод – самый удобный способ транспортировки сырья, если сравнивать его с железной дорогой. Тем не менее БТД до сих пор остается не доступным для казахстанской нефти. Все это время то начинались, то прекращались переговоры между главным акционером ТШО – американской компанией «Шеврон» и акционерами трубопровода Баку – Тбилиси – Джейхан о транспортировке тенгизской нефти. И, судя по результатам, они были безуспешными.
Тем временем по БТД успешно текла на мировые рынки азербайджанская нефть. Как сказал в интервью «Литеру» эксперт по Южному Кавказу Сеймур Алиев, БТД, рассчитанный на прокачку одного миллиона баррелей нефти в сутки, был расширен до 1,2 млн баррелей в сутки.
«В качестве главной преграды для тенгизской нефти часто назывались высокие тарифы за прокачку. Но дело не только в них. Помимо азербайджанской нефти нашлось место и для туркменской. После расширения свободного места в трубопроводе предостаточно», – заметил Сеймур Алиев.
В конце февраля – начале марта текущего года в крупных зарубежных СМИ со ссылкой на генерального директора TШO Тима Миллера появилась информация о том, что «Тенгизшевройл» вновь возобновил переговоры с акционерами нефтепровода БТД о транспортировке части своей нефти по этому маршруту, что вполне объяснимо.
По итогам 2011 года объемы добычи нефти на Тенгизе составили около 26 млн тонн. По официальным данным, к 2017 году ТШО планирует увеличить добычу еще на 12 млн тонн в год, то есть довести планку до 37,8 млн тонн по программе, которая сегодня оценивается в 20 млрд долларов США. Понятно, что при таком потоке российского трубопровода, КТК и железной дороги будет недостаточно.
«Мы не пришли к согласию с акционерами БТД, но надеемся сделать это в 2012 году. Но мы не собираемся заключать договор по неприемлемой для него цене. Мы будем пытаться договориться о прокачке на наших условиях и ценах», – сказал тогда журналистам Тим Миллер, не уточнив, о каких именно условиях, которые стали камнем преткновения для сторон, идет речь.
Как видим, вся проблема в несговорчивости казахстанской компании, в отличие от туркменских нефтяников. Так, по информации аналитика по Южному Кавказу Сеймура Алиева, Туркменистан принял предлагаемые ему условия.
«Туркмения просто продает свою нефть при входе в трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан, а казахстанскую компанию такие условия транзита не устраивают», – пояснил эксперт.
Теперь понятно, что главная причина в том, что ТШО не устраивает потеря прав на свою нефть ради транзита по Баку – Тбилиси – Джейхан. Казахстанской компании важно самой продавать свою нефть на выходе в порту Джейхан и по приемлемой для нее цене.
Источник: "Литер"