Атырау, 18 апреля 18:58
 ясноВ Атырау +18
$ 448.89
€ 477.93
₽ 4.76

Покоритель Вселенной был похоронен… под Жезказганом?

16 696 просмотров

Как найти гробницу Чингисхана без археологических раскопок, читай первоисточники

 

О том, где и как похоронен Покоритель Вселенной, Великий император Чингисхан, спорят уже сотни лет. Кто-то ищет несметные богатства, другие – славы, третьи – удовлетворения амбиций. Сегодня мы предлагаем версию молодого историка Мухтара Сейтжанова, который, к сожалению, больше занимается бизнесом, чем наукой. Но заметим, что зерно здравого смысла в его труде есть. По крайней мере, есть повод для размышления и научного спора.

Тюркские корни

Противоречивые сведения времен Чингисхана заставили автора этой работы глубже исследовать все факты, предоставленные историографией, и выдвинуть свою точку зрения на события тех лет. Местоположение гробницы «покорителя» волнует многих, и этот вопрос овеян тайной различных домыслов. В художественной литературе бытует утверждение о том, что Владыка Вселенной похоронен тайно и по его могильнику прогнали тысячи лошадей, а участников погребения якобы истребили ближайшие нойоны.

Одним из первоисточников того периода истории империи Чингисхана, наряду с «Жасы», является труд «Тайная генеалогия монголов», который был написан в 1240 году «во время большого курултая на побережье реки Керлин (Керулен)». Неизвестный автор «Генеалогии», упоминая о месте погребения Чингисхана, пишет, что «если некоторые говорят, что табыт (могильник) находится на горе Бурхан-калдун, то другие говорят – на обратной стороне Алтай-хана, а третьи утверждают – на солнечной стороне Кентай-хана». Как бы там ни было, ясно одно – в самой Монголии не было точно известно и было покрыто тайной и противоречиями место погребения Чингисхана.

На протяжении 20 лет независимости в Казахстане сложилась плеяда историков, которые смотрят на исторические факты не с точки зрения мифологии и легенд, а пытаются реально нарисовать картину исторических процессов, произошедших в XIII веке. Одним из прорывных по нашей теме является версия Куаныша Ахметова, который в книге «Улытау» (2006 г.) доказывает тождественность терминов «алаш» и «империя», из чего следует, что Алашахан – это император. К империям в Великой степи можно отнести Сакскую, Тюркскую и империю Чингисхана. Куаныш Ахметов также утверждает, что представители племени боржигин («бөрі жеген») являются выходцами из казахской степи. Возможно, это так, но это предположение требует дальнейшего исследования и отдаляет нас от темы. Но как бы то ни было, мы смело можем утверждать, что Темучин («Теміржан») не был монголом, так как он происходит из тюркского племени боржигин, а матерью всех чингизидов является красавица Борте из тюркского племени конырат.

Любимый сын

В средневековой литературе большое место уделяется сложным взаимоотношениям между Чингисханом и его старшим сыном вплоть до того, что якобы отец приказал тайно отравить Жошы в ответ на его отказ прибыть в Орду. По сути, такое непослушание было прямым нарушением Конституции Чингисхана – «Жасы». Но если это так, то почему это не было сделано тогда, когда во время похода на Хорезм Жошы всячески противился уничтожать среднеазиатские города, что тоже нарушало централизованную армейскую дисциплину, закрепленную в «Жасы»? Ответ один – Чингисхан не мог убить своего первенца, потому как он любил его и доверял ему самые ответственные имперские дела.

Да, до поры до времени Темучин сомневался и считал Жошы «меркитским выродком», так как уже беременная Борте была похищена меркитами и находилась в их плену. Но когда подросток Жошы взял в руки жебе (лук) и натянул тетиву, он резко закинул голову назад, а именно такая манера натягивания стрелы была у юного Темучина. Увидев это, Чингисхан до конца своей жизни откинул все сомнения по поводу крови своего старшего сына, а все его капризы воспринимал как особенное отличие от остальных сыновей. Ведь манера Жошы не подчиняться навязываемым извне правилам была свойственна и самому Чингисхану. И в 1206 году, когда Темучин был избран Чингисханом (Шыңқыс қаған), он доверил жизнь Жошы одним из самых испытанных и доверенных нойонов – Кетбуге, который возглавлял тысячу храбрецов из родов Баганалы и Балталы (название этих найманских родов происходит от изображения их тамги-«таңба»-герб), Кунану Монке и Мунгуру (см. «Тайная Генеалогия монголов», 2009 г., стр.160).

Когда завоевательные походы Чингисхана завершились и он распределил земли между своими сыновьями, правителем самого большого и не до конца завоеванного Улуса он назначил Жошы. С этого момента ставкой Жошыхана стал Орда-Базар – южнее притока реки Сарыкенгир в реку Каракенгир. Позже из-за большого скопления здесь торговцев, основными покупателями которых были люди из ханской свиты, Орда-Базар превратился в крупный торговый центр Центрального Казахстана.

Безопасность Орда-Базара обеспечивала Баганалы-Балталинская гвардия во главе с Кетбугой. Согласно традиционному разделению войск кочевников, балталинцы составили правое крыло Орды Жошыхана и разместились к северу от Улытау, а баганалинцы освоили пастбища к югу от Орды и составили гвардию левого крыла. В свою очередь оба крыла гвардии составляли авангард или центральное крыло всего войска Улуса Жошы.

Умер от тоски

Несчастный случай, произошедший с Жошыханом на охоте на куланов, потряс Чингисхана. Эту «черную весть» Владыке Вселенной осмелился привезти Кетбуга, непосредственно отвечавший за «каждый волос» Жошы. В основном это событие трактуется в знаменитом в народе кюе «Аксак кулан-Жошы хан».

С. Кляшторный и Т. Султанов в совместном труде «Казахстан: летопись трех тысячелетий» ссылаются на источник ХV века «Шаджарат аль-атрак», где «содержится поэтический рассказ о том, как Улуг-Джирчи, который был приближенным и одним из великих эмиров двора, сообщил Чингисхану известие о смерти его старшего сына. Чингисхан в ответ Улуг-Джирчи произнес тюркский джир:

Кулун алган куландай кулунумнан айрылдым

Айрылышкан аккудай ер улумнан айрылдым.


То есть:

Подобно кулану, лишившемуся своего детеныша, я разлучен со своим детенышем,

Подобно разлучившимся лебедям, я разлучен со своим героем сыном.


Когда от Чингисхана изошли такие слова, все эмиры и нойоны, находившиеся в ставке, встали, выполнили обычай соболезнования и стали причитать».

То, что Кетбуга и Улык Жырши одно и то же лицо, утверждают в своей совместной книге «История Казахстана» А. Кузембайулы и Е. Абиль, которые пишут, что «к началу XIII века относится творчество легендарного жырау из племени найман – Кетбуга. Народные предания приписывают ему песню, рассказывающую о смерти Жоши и адресованную его отцу Чингисхану. Кетбуга известен также в истории как Аталык жырау и Улы жыршы».

Данные факты говорят о том, что Чингисхан глубоко переживал такую нелепую смерть своего любимого сына. Согласно традиции тенгрианства после погребения покойного объявляется траурный год. В течение этого года родные усопшего принимают соболезнования, и только в годовщину смерти преподносятся обильные ритуальные угощения для гостей и родных. Исходя из этого, мы можем предположить дальнейшие действия Чингисхана. После получения им во время похода на тангыт в городе Дормегей (Лин-чжоу) «черной вести» от Улыг-Жырши Кетбуги, он мог принять только одно решение: поехать в Орда-Базар для того, чтобы в течение траурного года быть рядом с могилой Жошы – принимать соболезнования со всех окраин своего Алаша, простирающегося на то время от Манчжурии до Восточной Европы. Поэтому его свита откочевывает с верховьев Иртыша и двигается в Орда-Базар. Это обстоятельство может быть весомой защитой утверждения К. Ахметова, что Чингисхан встретил смерть не в городе Дормегей, а именно в Орда-Базаре – в ставке Жошы – и был погребен вблизи современного села Малшыбай.

Вместо эпилога

Чтобы подытожить нашу точку зрения, приведем факты, защищающие ее:

ПЕРВОЕ: из всех трех империй мавзолей Алашахана относится ко времени Чингисхана, так как был воздвигнут по кыпчакской архитектуре, и не может принадлежать ни к Тюркской, ни тем более Сакской империям.

ВТОРОЕ: анализ исторических источников напрямую указывает на ошибочность мнения, по которому утверждается, что первых ханов империи Чингисхана хоронили только в Каракоруме. Погребение ханов происходило там, где их настигала смерть.

ТРЕТЬЕ: Чингисхан встретил смерть всего через полгода после смерти Жошы и находился в Орда-Базаре. Здесь же он распределил земли Улуса Жошы между его сыновьями. А значит, мавзолей Алашахана вполне может быть ГРОБНИЦЕЙ ЧИНГИСХАНА.

Мухтар Сейтжанов, историк

Справка «j» (из экскурсионного справочника по Карагандинской области):

Мавзолей Алашахана. Усыпальница воздвигнута народными умельцами в XII-XIII веках. Один из самых знаменитых казахстанских мавзолеев расположен в долине р. Каракенгир, в 2 км от правого берега, недалеко от села Малшыбай. Квадратной формы, сложен из обожженного кирпича, имеет купольное перекрытие и разработанные тромпы, а у переднего фасада – мощные пилоны. Переход от квадрата к восьмиграннику и шестиграннику, на котором покоится купол, сделан с помощью тромпов с арками. Наружные стены орнаментированы кирпичной кладкой в виде квадратов, ромбов, треугольников, елочки и своим рисунком напоминают восточные ковры. Главный фасад декорирован резной терракотой, глазурью и резьбой по штоку.

Источник: Guljan.org

23 марта 2012, 11:15

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz