Почему катастрофически мелеют Каспийское море и река Урал, почему до сих пор остаются «загадочными» источники выбросов, травящие горожан? Эти и другие вопросы обсуждались в Атырау в ходе выездного заседания Комитета Мажилиса по вопросам экологии и природопользования.
Выездное заседание проходило в центре развития коммуникаций имени Н. Балгимбаева во главе с председателем Комитета Едилем ЖАНБЫРШИНЫМ. Кроме мажилисменов, в нём приняли участие вице-министр экологии и природных ресурсов Мансур ОШУРБАЕВ, министр водных ресурсов и ирригации Сейилбек НУРЫМБЕТОВ, а также замакима области Жасулан БИСЕМБИЕВ, руководители департамента экологии и управления природных ресурсов и регулирования природопользования, департамента по чрезвычайным ситуациям, представители ТШО, АНПЗ, NCOC и общественные активисты.
Встреча получилась продолжительной (около пяти часов) и насыщенной, порой весьма эмоциональной. Первым задал свои вопросы депутат мажилиса Дуйсенбай ТУРГАНОВ. По его словам, он никак не может добиться того, чтобы Урал включили в список водных объектов государственного значения. И в этот раз он тоже не получил конкретного ответа от вице-министра экологии и природных ресурсов Мансура Ошурбаева.
А из общественников первой выступила директор центра эколого-правовой инициативы «Глобус» Галина ЧЕРНОВА. Она привела данные о многократном превышении сероводорода в атмосферном воздухе за последние два года и отметила, что это сказывается на здоровье жителей – растет количество заболеваний кроветворной системы, костно-мышечных тканей, болезней на генном уровне у детей.
– В 2012 году число инвалидов в Атырау было 12 тысяч, а на сегодня их уже 23 тысячи. Кто нас травит, и когда уже отравители будут признаны к ответу? Где вообще реальные действия? Когда прекратятся пустые, никому не нужные отчеты о том, что с экологией якобы всё в порядке, мол, дышите глубже. А чем дышать-то?! – темпераментно вопрошала Г. Чернова. – 15 сентября ТШО проводил общественные слушания, я успела задать в чате восемь вопросов из 20, и на них были отписки и отмазки. А по тем вопросам, которые я не успела задать, мне не включили микрофон.
– Мне также не включили микрофон, – с места добавил известный экологический активист Арман ХАЙРУЛЛИН, который сейчас является депутатом областного маслихата.
– Ну вот, и Арману тоже не включили! – воскликнула Христофоровна. – То есть идет откровенное замалчивание проблемы и более того – преследование гражданских активистов и независимых экологов на всех уровнях. Начиная с отключения микрофона и судов над нами. Я прошла уже три суда, и все три выиграла. А причина-то была в том, что у нас есть компания, которая забирает сточные воды от недропользователей и больших промышленных предприятий, в частности, ТШО, NСОС, Казмунайгаза. Называется эта компания NASAR Solutions. Они забирали сточные воды и сливали в городскую канализацию – без нейтрализации и без улавливания вредных веществ!
Жительница Атырау Лунара МАКСУТОВА привела на это заседание своего маленького сына. Она рассказала, что в эти дни в областном центре стоял ужасный запах «тухлых яиц», мальчик упал из-за этого в обморок. В ответ вице-министр экологии и природных ресурсов Мансур Ошурбаев признался, что по прибытии в Атырау он тоже ощутил острый запах сероводорода.
Всем известный активист Макс БОКАЙ сказал, что по сей день жители не знают, кто загрязняет воздух, которым они дышат, и привёл в пример проект, осуществлённый в Карагандинской области местными активистами совместно с Евросоюзом: со спутника по спектограмме можно увидеть, кто, когда и чем загрязнял воздух.
– Такой же проект нужен и жизненно необходим в Атырау!
В ходе заседания Едиль Жанбыршин заявил, что если нефтегазовые компании региона не прекратят загрязнять окружающую среду и не будут выполнять оговоренные обязательства, их контракты будут прекращены. Кроме того, по его мнению, экологическая ситуация на Каспии и в Урале должна быть обсуждена на уровне ООН.
– Это проблема не только региона или страны, это проблема планетарного уровня. В этом бассейне проживает несколько миллионов человек. Снижение уровня Каспийского моря, Урала и других рек напрямую влияет на энергетику, аграрный сектор и работу промышленных предприятий. Второй вопрос – состояние атмосферного воздуха. Крупным предприятиям необходимо внедрять технологии очистки и устанавливать автоматизированную систему мониторинга. И я считаю, что нужно пересмотреть лимиты выбросов для компаний, занимающихся добычей полезных ископаемых, – резюмировал Е. Жанбыршин.
Айнур САПАРОВА
Фото и видео автора