Весна 1978 года. «Красный уголок» Гурьевского рыбоконсервного комбината был по-праздничному украшен. Рабочие очень старались, готовясь и в веселом возбуждении ожидая своих кумиров – Бывалого, Труса, Косого и Пана Зюзю. Не менее радостные Евгений Моргунов, Георгий Вицин, Савелий Крамаров и Зиновий Высоковский жали протянутые ото всех сторон мозолистые руки восторженных заводчан, отвешивали комплименты смешливым девчонкам-резчицам и без умолку травили анекдоты. Дали один концерт, потом на бис – второй, объелись икры и немного замерзли в морозилке, тыкая пальцами в огромных осетров. Под конец обеденного перерыва отбыли, оставив после себя несколько фотографий и впечатления на десятки лет вперед.
Рабочие известного на весь СССР рыбоконсервного комбината были избалованы высокими визитами, там бывали и советский лётчик-космонавт Павел Попович, и председатель Совета министров Николай Рыжков, многие важные чины КазССР, известные певцы и ансамбли.
Кстати, у комбината был и свой оркестр – духовой, а также эстрадный ансамбль, волейбольная команда и множество самородков: певцов, музыкантов и мастеров прикладного искусства. В 70-е и первую половину 80-х, в пору расцвета рыбоконсервного комбината, там трудились более 5 тысяч человек, в основном балыкшинцы, жумыскерцы и курилкинские.
– Нам, балыкшинцам, было проще добираться, а вот жителей Жумыскера на работу возили через реку на байдах, – вспоминает бывший председатель профсоюза Гурьевского рыбоконсервного комбината им. Ленина Батырбек ЮСУПОВ. – Речные таксисты брали по 5 копеек с человека, отбоя от желающих не было.
А зимой берега соединяли деревянным трапом, так и бегали с работы домой и обратно.
ПОД КУПОЛОМ
Комбинат с года своего основания обрастал не только кадрами и цехами, но и цветами, деревьями, за которыми рабочие ухаживали сами.
– Я пришел на комбинат тощим 16-летним юнцом, взяли в грузчики. В свой 6-часовой рабочий день я таскал и железные стружки от консервов, и коробки, чего там только не было, – рассказывает Б. Юсупов. – Жили мы бедно, отец умер, когда мне было 12, мама тянула троих мальчишек одна. А там я наедался вдоволь, нельзя было наверно так делать… Ничего вкусней свежеприготовленной кильки, еще не закатанной в консервы, томатного взвара со специями и с горбушкой горячего хлеба за 16 копеек я, кажется, больше не пробовал.
В обеденный перерыв – полтора часа – рабочие отдыхали, ведя неспешные беседы на лавочках, спали в тени раскидистых вязов, играли в настольный теннис или волейбол. Там дружили, влюблялись, создавались династии. Юный Батырбек там встретил и полюбил свою Галину – уже почти полвека их семье, в которой родилось пятеро детей.
– У нас был свой микроклимат внутри комбината, как под куполом, – говорит он. – Я больше нигде не встречал настолько дружного и отзывчивого коллектива; все мои лучшие друзья, с которыми мы общаемся до сих пор – оттуда. …Скидывались со всех цехов по рублю, без лишних разговоров, на похороны, на свадьбы и дни рождения. По четвергам, они у нас назывались «чистыми», выходили на уборку поселка Балыкши – выходной ты сегодня или нет – неважно, выходили все. Смотрели кино в Доме культуры рыбаков, а позднее тоже наш, балыкшинский, Юра Финькельберг открыл там первый видеосалон.
В тяжёлые годы конца 80-х комбинат спасал нас от голода, как сейчас помню – 2 куска мыла, 2 бутылки водки, 1 килограмм сливочного и 1 литр подсолнечного масел, рыбные продукты на 10 килограммов, уголь – каждому работнику. Чем не помощь? Да, было сложно, но как было весело, сплоченно! А какие были праздники!
МОЛОДЕЦКИЕ «ЗАБАВЫ» И РЫБНЫЕ ВКУСНОСТИ
Батырбек ага рассказал, что на 1 мая и 7 ноября работники рыбокомбината активно участвовали в праздничных «демонстрациях трудящихся». Через главную улицу города – имени Ленина – на грузовых машинах везли двух белуг. Выбирали самых здоровенных из на тот момент имеющихся, весом под тонну. Это было фишкой всех больших праздников Гурьева, шествие собирало зрителей и участников со всего города и пригорода.
– …В путину город населяли студенты мореходок и рыбных вузов, молодежь приезжала на практику со всего Союза, – рассказывает Батырбек ага. – Вот уж бывали дра-а-ки – что называется, любо-дорого вспомнить. Почти на каждой дискотеке в парке Балыкши приезжие студенты мореходки (техникум раньше располагался в нынешней школе имени Ломоносова) и наши (в те дни балыкшинская и жумыскерская шпана временно объявляли между собой перемирие) устраивали знатную заварушку. Помню, студенты снимали с брюк ремни и обматывали им кулаки, а наши брали палки – какие еще ремни, у нас их не было, а штаны держались на одном добром слове! Зачем дрались? За свою территорию, за девчонок, ну и вообще… из-за удали молодецкой. Отделывались шишками и синяками, обычные пацанские будни.
Тем временем комбинат расширял свой ассортимент – и там чего только не производили: консервированные банки плова из осетра, молоки осетровых рыб, котлеты, обжаренные в томатном соусе из частика, все виды рыб – от севрюги до кильки, обжаренные в томатном соусе… М-м-м, всего не перечесть, только консервов было более 20 видов. А еще производилось более 100 наименований рыбной продукции в ассортименте, это и охлажденная, и мороженая рыба осетровых и частиковых пород, копчено-вяленая продукция, балычные изделия из осетровых, икра зернистая в банках, филе и фарши. А еще рыбная кулинария – жареная, печеная рыба всех пород, рыбоовощные салаты, рыбные рулеты, колбасы. Для сельского хозяйства из отходов рыбы производилась кормовая мука. Стоит отметить, что в годы войны чей-то светлый ум предложил готовить из рыбы сухари и концентраты для солдат, и это тоже было в ходу на протяжении всей войны.
ОДНИХ «СТАХАНОВЦЕВ» ПЯТЬСОТ ЧЕЛОВЕК!
Четыре работника, связанных с комбинатом и в целом с рыбной отраслью, получили в разные годы наивысшую трудовую награду – звание Героя Социалистического Труда. Это Айнаш Байжигитова, Ибраш Кудайбергенов, Изтурган Уразбаев и Хасан Утегенов. В числе награждённых различными другими орденами и медалями – Алексей Карамышев, Таисия Юдина, Кожак Булекбаев, Ажигали Куандыков, Керей Кабдулов, Каиржан Алиев, Салима Бигалиева, Людмила Жигулевцева, Багит Куанышев, Аяп Кушмуханов, Надежда Толстова, Айтжан Жалгаспаев, Кадиша Шарипова, Игпар Каберов и многие другие. К слову, стахановское движение в Гурьевском округе началось именно на рыбоконсервном заводе, и в сентябре 1936 года «стахановцами» здесь были почти 500 человек. Помимо высокой трудоспособности, комбинатские отличались и простыми человеческими качествами. Мало кто знает, но это факт – в марте 1945 года труженики комбината перечислили в фонд Красной Армии огромную по тем меркам сумму. Есть даже официальный документ, который демонстрируется в историко-краеведческом музее: благодарственная телеграмма Иосифа Сталина: «Шлю свой братский привет и благодарность всем работникам Гурьевского рыбоконсервного комбината за перечисление в фонд Красной Армии 612 000 рублей из своих личных сбережений!».
А чуть раньше, в 35-м, коллектив Гурьевского рыбоконсервного комбината первым в области завоевал Переходящее Красное знамя республики за досрочное выполнение обязательств, принятых в честь 15-летней годовщины образования Казахской республики. А на вечное хранение это знамя комбинат получил в ноябре 1946 года – за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны.
КРУТОЕ ПИКЕ
С переходом предприятия в 90-х в частные руки (его переименовали в «Атыраубалык») произошло много скандалов. Финансовые махинации при приобретении оборудования и морской техники, её последующая продажа за смешные цены, бесплодные надежды на восстановление былой славы…
Вот уже десять лет как предприятие официально прекратило свое существование и стоит на замке в ожидании сноса.
– Когда мимо прохожу, становится грустно, – сник Батырбек ага.
…Веселый грохот производства, шум конвейера, смех, разговоры женщин и мужчин, звон жести, всплеск волны о груженую баржу, запах рыбы – свежей, копченой, жареной – всё это я попыталась представить, частично просунувшись сквозь прутья облезлых ворот бывшего комбината. Гомон города странным образом отсекается, и вправду, здесь, как под куполом. Вместо щебета птиц – карканье ворон, вместо цветов – полынь и лебеда. Здесь царят забвение и тоскливая тишина: суховей лениво размазывает их по истрескавшемуся асфальту главной аллеи. Вспомнилось: «…судьбы их тоже чем-то похожи, чем-то похожи на судьбы людей».
Там за решеткой встрепенулись ветви деревьев, протянули свои старушечьи пальцы, попытавшись стыдливо прикрыть спящее ссохшееся тело батыра – бывшего флагмана рыбной промышленности.
Всё-всё, уже ухожу, пусть спит.
Анастасия ШЕРСТЯНКИНА
Фото автора, из семейных архивов балыкшинцев и из историко-краеведческого музея.
СПРАВКА «АЖ»
4 октября 1931 года состоялась торжественная закладка фундамента будущего Гурьевского рыбоконсервного комбината.
15 мая 1932 года объект принят в эксплуатацию как «лицевой рыбзавод» мощностью 60 тысяч центнеров посола рыбы в год (лицевой называли первую линию сетей, выставляемых в устье Урал). Он второй по мощности в СССР – с консервным и икорно-балычным заводами, холодильной установкой на 2100 тонн, морозилкой на 130 тонн.
В 1958 году преобразован в Гурьевское производственное управление рыбной промышленности.
В 1974 году вступил в строй новый икорно-балычный завод рыбокомбината.
С 1976 года – производственное объединение союзного значения, в которое входили: Атырауский судоремонтный завод, Шортанбайский рыбозавод, автобаза, машинно-мелиоративная станция, производственный отдел материально-технического оснащения, 9 цехов и 9 рыболовецких колхозов. Построены новый икорный цех и пристань с мощными кранами. Действовали 9 плавучих икорных заводов, были установлены автоматические и комплексно-механизированные линии по выпуску жестяных банок, консервов, икры и балычных изделий. Предприятие принимало и перерабатывало различные виды осетровых (белуга, осетр, севрюга). Увеличился и выпуск икры в мелкой расфасовке. Комбинат снабжал всю страну мороженой, сушёной, вяленой, печёной рыбой, балыком, паюсной и зернистой икрой. Из отходов рыбы предприятие вырабатывало клей, технические жиры.
В 1997 году в посёлке Ракуша открылся завод по выращиванию осетровых (3 млн единиц в год). «Атыраубалык» экспортировал свою продукцию в Западную Европу, страны Ближнего Востока.
11 января 2013 года областной специализированный экономический суд признал АО «Атыраубалык» банкротом.